На фото Михаил Крутских руководитель офиса "Енисейской Сибири" в Хакасии.

Тыва, Хакасия и Красноярский край сосуществуют в рамках “речной” вертикали вдоль Енисея. Макроэкономическй проект “Енисейская Сибирь”, который еще не до конца приобрел практическую плоскость реализации, должен придать серьезный импульс развитию как самих субъектов, так и всей Центральной Сибири на стыке с ее западными и восточными районами.

Проработкой этого вопроса начали заниматься давно, но фактический старт “Енисейской Сибири” был дан во время визита Владимира Путина в Красноярск при подготовке к Зимней Универсиаде. С тех пор прошло немного времени, но оргструктура проекта уже сформирована, назначен ее руководитель из числа высших чиновников Администрации Губернатора Красноярского края. Единственным встречным условием, которое было заявлено президентом – солидные инвестиции в экологическую безопасность всех трех регионов.

У проекта “Енисейская Сибирь” было много противников, но было и не менее сильное лобби из числа крупнейших госкорпораций и холдингов. Интересы своих территорий отстаивали и власти.

Тыве “Енисейская Сибирь” должна дать долгожданную железнодорожную ветку из Курагино. Но сама по железная дорога, которая пройдет по сложному ландшафту и принесет огромные затраты на свое содержание, интересна не этим. Тыва рассчитывает стать транзитной территорией, через которую произойдет объединение систем железных дорог России, Монголии и Китая с перспективой выхода на Индию. Это по сути второй Транссиб, только с выходом из Южной Сибири сразу на северо-восток Китая и его систему железных дорог, одну из самых разветвленных в мире.

Есть у Тывы и еще один интерес – продлить свой участок федеральной трассы “Абакан – Ак-довурак” с выходом на западные границы России и Монголии в сторону Республики Алтай и Алтайский край, чтобы получить прямой путь в центр Сибири, минуя Хакасию и часть Красноярского края. До сих пор автотрасса “Енисей” остается для Тывы единственным полноценным транспортным коридором для связи с внешним миром.

Кроме того, придание аэропорту Кызыла статуса международного дало стимулы для развития и этого направления транспортной экономики республики. Если к этому прибавить фактор Сергея Шойгу, то для Тывы “Енисейская Сибирь” несет массу позитивных последствий.

Красноярский край через проект рассчитывает решить проблемы своего севера и юга. Мегапромышленный северный район (Норильск, Дудинка, Диксон, Северный морской путь, Ванкор) и агропромышленный конгломерат районов с центром в Минусинске должен принести краю и его властям серьезные вливания в экономику. Норникель был и остается мировым лидером по добыче редких металлов, Севморпуть – отличный аргумент для развития самых северных территорий края. А накануне на полную мощность заработал нефтепровод “Восточная Сибирь – Тихий океан”, который позволит доставлять нефть с Ванкорского и других месторождений восточных районов Сибири в Китай и к нефтеналивным терминалам в Приморье. Общий объем в год – 50 миллионов тонн нефти. В запасниках Ванкора уже сейчас накоплено 80 миллионов тонн нефти. С учетом скорого запуска газопровода “Сила Сибири” эффект от разработки месторождений на севере края возрастает в геометрической прогрессии: налоги, рабочие места, развитие инфраструктуры городов и поселков на пути трубопроводов.

Аграрный Юг тоже ждут серьезные изменения. Производителям сельхозтоваров предлагаются сотни миллионов инвестиций в развитие растениеводства, овощеводства, птицеводства и животноводства с переработкой до уровня готовой продукции в районе Минусинска. Проект “Минусинская долина” вошла в число упомянутых президентом в его послании в качестве самых приоритетных на ближайшую перспективу. Работа по реализации “МД” уже идет полным ходом.

Так что и Красноярский край от “Енисейской Сибири” ждет для себя большую выгоду.

При всем этом судьба отвернулась от Хакасии, поскольку одним самых активных лоббистов “Енисейской Сибири” в свое время был экс-глава республики Виктор Зимин. Своим положением в системе он гарантировал серьезные инвестиции в экономику Хакасии. Но после смены власти в регионе инвесторы, оглядываясь на политические риски, стали терять интерес к Хакасии как части “Енисейской Сибири”. Сейчас для республики оставлены всего четыре проекта: расширение южного хода Транссиба и ветка на Кызыл; транспортный коридор Абакан – Бийск; развитие овцеводства и, самое главное, развитие добычи угля. В последнее направление инвесторы в ближайшее десятилетие готовы направить 350 миллиардов рублей – по крайней мере именно такая сумма прозвучала в одном из выпусков телепрограммы “Вести. Енисейская Сибирь”, с увеличением добычи угля в республике до 50 млн тонн.

Что до расширения Южного хода Транссиба от Междуреченска до Тайшета со строительством мостового перехода через реку Абакан, то проект по-прежнему курирует Виктор Зимин в качестве заместителя гендиректора РЖД. На инаугурации Абрека Челтыгмашева после победы на выборах Главы Аскизского района экс-руководитель республики рассказал о предстоящих вливаниях в этот проект 37 миллиардов рублей со стороны железнодорожников только на территории района. После этого резко обострились отношения Валентина Коновалова и Абрека Челтыгмашева, которое продолжается в самых различных вариациях.

Проект транспортного коридора “Абакан-Бийск” тоже детище Зимина, но пока дальше презентации у новых властей ничего не выходит. Сейчас идею активно проталкивает сенатор Александр Жуков, еще ранее проектом занимался бывший первый заместитель Коновалова Андрей Асочаков. У более расторопного в плане лоббирования интересов Тывы Кара-оола его проект выхода на Алтай может получится быстрее.

С овцеводством и его перспективами в Хакасии тоже все туманно. Пока в республике насчитывается всего 350 тысяч голов, но есть тенденция к его уменьшению из-за сокращения площадей для выпаса. Реализован в полной мере пока только проект “Хакасская баранина” в формате переработки баранины до уровня полуфабрикатов, предприятия общепита в Абакане и убойного цеха в Пригорска.

А вот по углю Хакасия никак не может выбраться из череды скандалов. После внезапного закрытия Белоярского разреза, в республике работает семь угольных разрезов различной мощности. Их деятельность вызвала мощное общественное экологическое движение, скандалы в коридорах власти и информационную войну в локальном масштабе. Основа всего этого – кризис на рынке угля, где цена упала за последнее время вдвое и обратно “отскакивать” пока не намерена. А с запуском “Силы Сибири” и “ВСТО” перспективы экспорта черного золота в страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии и надежды на их угольную генерацию растают как сибирский снег весной. Правда, некоторые предприятия для снижения расходов и минимизации потерь идут на реорганизационные мероприятия. Так, по собственной информации, для снижения кредитных обязательств в скором времени должно состоятся слияние на федеральном уровне СГК и СУЭК. Соответственно, и в Хакасии стоит ждать объединение ООО “СУЭК-Хакасия” с его угольными активами и Абаканского филиала СГК с его энерготеплогенерацией и концессиями сетевом хозяйстве.

Новые власти Хакасии в “Енисейскую Сибирь” пытаются вписаться через туризм, но это слабая позиция – в республике нет серьезной инфраструктуры для развития отрасли.

Вот и выходит, что Хакасия сегодня – самое слабое звено “Енисейской Сибири”.

Дмитрий Буреев, политолог

Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments