На сессии 30 октября Верховный Совет Хакасии обратился к председателю Государственной Думы Вячеславу Володину с предложением увеличить финансовую помощь регионам при рассмотрении проекта федерального бюджета на ближайшую трехлетку.
Еще ранее спикер Верховного Совета Владимир Штыгашев на бюджетных слушаниях в Совете Федерации озвучил цифру, которая бы позволила поддержать дотационные субъекты Федерации, испытывающих серьезный дисбаланс между собранными налогами и получаемыми доходами в региональную казну. Сейчас эта сумма в проекте документа составляет в целом 2,5 триллиона рублей при профиците федерального бюджета этого года в 700-800 миллиардов рублей. Именно эту цифру и озвучил Владимир Штыгашев в качестве дополнительной помощи регионам.
Что же до Хакасии, то исполнение бюджета этого года столкнулось с реальным падением поступлений от налога прибыль организаций из-за падения мировых цен на полезные ископаемые, прежде всего уголь. И хотя в последнее время цены пошли вверх, но у республике есть еще одна проблема – на складах угольных предприятий сегодня находится от 3 до 5 миллионов тонн угля, который нет никакой физической возможности вывезти до покупателей за рубежом, не хватает подвижного состава.
Кроме того, имеется кредиторская задолженность консолидированного бюджета в сумме почти 3 миллиарда рублей, в том числе свыше 600 миллионов рублей за поставки электроэнергии на предприятия ЖКХ и социальные учреждения, в 66 муниципалитетах заблокированы счета, долги составляют 450 миллионов рублей, в основном – по обязательным взносам в негосударственные фонды за работников. Еще 1,2 миллиарда рублей республике предстоит в качестве погашения облигационного займа. Всего же социальных бюджетных обязательств у республики насчитывается 10,5-11 миллиардов рублей ежегодно при доходах в 26 миллиардов, расходах – 28 миллиардов. Проект бюджета Хакасии сверстан с дефицитом 10% (2 млрд рублей). Однако власти республики запросили дополнительной помощи на сумму 3 миллиарда рублей, еще 500 миллионов – на обеспечение жильем детей-сирот.
На этом фоне негатива в общее бюджетно-финансовое положение Хакасии добавляет госдолг в размере 21 миллиард рублей.
Понятно, что все вышесказанное не добавляет оптимизма республиканским депутатам и правительству региона. Принятые законы в сфере экономики, налогов и финансов, прежде всего снижение ставок при использовании упрощенной системы налогообложения, по оценке исполнительной власти региона, должны через несколько лет увеличить число плательщиков налогов и поступления в бюджет, но далеко не факт, что это произойдет в реальности.
Именно это решение республиканских властей стало причиной критики со стороны федерального центра и УФНС по Хакасии. Они отмечают, что принятые изменения могут стать причиной недобора налога на 420 миллионов рублей (-55%) по сравнению с 2018 годом. Властям республики рекомендовано перенести вступление закона о снижении ставок по УСН на 2021 год.
Такая реакция налоговиков и федерального центра говорит о том, что ситуация с хакасским бюджетом для многих остается головной болью. Помимо того, что еще в 2017 году республика запросила 28 миллиардов рублей на поправку бюджета, исполнение бюджета ведется в условиях казначейского сопровождения.
Несмотря на все усилия регионального минфина, депутата Госдумы Надежды Максимовой и сенатора Александра Жукова, надежд на положительную реакцию парламента на обращение Верховного Совета немного. Для этого пришлось бы возвращать проект федерального бюджета в “первое чтение”, что делать никто не собирается по простой причине – тогда насмарку пойдут усилия не только федеральных органов власти, но и перераспределение ранее утвержденных ассигнований по нацпроектам, госпрограммам и так далее.
Похоже, что громогласное заявление спикера республиканского парламента в конечном итоге принесёт обратный эффект. После волны шума Хакасия все же вынуждена просить дополнительные деньги.
А вот ряд других регионов пошли другим путем – инициативных решений. Так, Томская область получит средства не только на ранее планируемые социальные объекты, но и на реконструкцию областного театра. А Астраханская область предложила сформировать на федеральном уровне программу финансирования переселения граждан из аварийного жилья. Так или иначе, многие регионы смогли пролоббировать свои интересы на федеральном уровне. И при этом показывают хорошую динамику собственных доходов, например Краснодарский край, где прогнозируемый рост поступлений в краевой бюджет превысят 300 миллиардов рублей. Сравните: 300 миллиардов и 3 миллиарда, которые просит Хакасия.
Так что властям Хакасии волей-неволей придется искать источники пополнения республиканского бюджета за счет внутренних резервов, где оптимальная сумма доходов составляет 45-50 миллиардов. Правда, учитывая политическую составляющую, решение этой задачи представляется невозможной. И даже если Москва каким-то чудом решит поддержать падающую в финансовую пропасть Хакасию, это не решит всех проблем.
Константин Захаров