Завтра уже ноябрь, синоптики предупреждают, что через неделю в республике серьезно похолодает, столбик термометра днем будет опускаться до -12, а местами до -19 градусов. А в Хакасии еще не отремонтированы дороги, которые нужно отремонтировать в этом году, и, судя по заявкам на портале госзакупок, некоторые районы только закончили торги, а кто-то до сих пор торгуется!
К примеру, всего пару дней назад была рассмотрена заявка единственного участника торгов по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения в деревне Калы Бейского района Республики Хакасия.
Согласно условиям контракта, срок начала выполнения работ — с момента подписания муниципального контракта. Срок окончания 30 календарных дней. То есть ремонтные работы на автомобильной дороге будут продолжаться как минимум до конца ноября. За это время подрядчик должен заасфальтировать почти полтора километра дороги по ул. Ленина. И потратит на это почти три с половиной миллиона рублей. Источник финансирования — местный и республиканский бюджеты.

«Лето красное пропела» и Администрация Кызласского сельсовета, что в Аскизском районе. Они 2 ноября только будут проводить аукцион по ремонту автомобильных дорог в селе Кызлас. На эти цели планируется потратить почти 2 миллиона из муниципального бюджета.

Похожая история и в Усть-Абаканском районе. Там только на прошлой неделе власти отторговались по ремонту автомобильной дороги по улице Вишневая в селе Зеленое. На зимний дорожный ремонт из местного бюджета уйдет почти 1 миллион 400 тысяч.

Еще раз сделаем акцент: отремонтировать вышеназванные дороги планируется уже в этом году, в зимнее время, когда на улицах будет минусовая температура. И как показывает практика, покрытие, уложенное в холодное время года, весной будет стремительно разрушаться. Об этом уже официально заявили дорожные эксперты ОНФ.
«Нормативы не позволяют проводить ремонтные работы с применением горячих смесей при температуре окружающего воздуха ниже +10 градусов. В результате некачественного ремонта покрытие становится пористым, в него попадает влага, которая со временем превращается в лед. Из-за этого асфальт начинает активно разрушаться. Кроме того, зимой сложно добиться необходимого сцепления между отдельными слоями. И даже специальная техника для обогрева основания не дает просушить покрытие так, как это можно сделать летом», – сообщил эксперт проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Дмитрий Цопов.
Справедливости ради отметим, что не всегда дорожные ремонтные работы в холодное время года означают нарушение технологии проведения работ. В частности, в этот период можно проводить фрезерование покрытия или вести подготовительные мероприятия: срезать верхний, отслуживший свое слой асфальта, заниматься профилированием и заменой бортового камня. Строительные правила и нормы не ограничивают работников зимой в этих процедурах.
Кроме того, можно даже укладывать асфальт, но при строгом соблюдении определенных условий в зимнее время. Для этого у подрядчика должна быть специальная техника для прогрева и поддержания нужной температуры смесей, а битум нужно использовать со специальными насадками. Существуют специальные литые смеси, зимние добавки для смесей, а также холодный асфальт.
«Такие технологии значительно увеличивают стоимость ремонта, поэтому не каждый подрядчик готов их использовать. Кроме того, зачастую у муниципалитетов попросту нет соответствующих мощностей для производства асфальта, который можно укладывать зимой. Поэтому дорожники идут на риск: укладывают горячие смеси зимой в надежде на авось. Практика показывает, что они пытаются наверстать упущенное время и успеть «отработать» все деньги до Нового года. Но такой ремонт – бездумная трата средств, которых и так не хватает на решение дорожных проблем», – считает координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», депутат Госдумы Александр Васильев.
Редакция «Пульса Хакасии» тоже сомневается, что у сельских властей есть технические и финансовые возможности для проведения зимнего ремонта. И скорее всего, ремонт будет производиться горячими смесями, с надеждой на авось. Поэтому мы официально просим прокуратуру Хакасии проверить сомнительные работы дорожному ремонту по вышеуказаннным заявкам. Зачем выкидывать деньги на ветер, если данные работы можно перенести на будущий год!
Ольга Смирнова

