ДомойОбществоСила Абакана. Часть 2: Благоустройство, дороги, транспорт, ЖКХ

Сила Абакана. Часть 2: Благоустройство, дороги, транспорт, ЖКХ

-

“Город, в котором хочется жить!” – коротко, но емко в свое время сформулировали городские власти свои цели в таком важнейшем направлении, как стабильное обеспечение абаканцев самыми необходимыми цивилизованными благами – свет, тепло, вода горячая и холодная, газ и так далее. Сфера ЖКХ, которая больше всех подверглась гонениям на рубеже 90-х, стала приоритетной для “Команды Булакина”.

За годы его работы в городе сменилось несколько замов Главы по этому направлению, но стабильная работа Виктора Константинова и Владимира Жуковского привели абаканский комплекс ЖКХ к высокому уровню стандартов качества, хотя и не без нареканий.

> Сила Абакана. Часть 1: Бюджет, экономика, инвестиции

Тем не менее Абакан сегодня в отношении коммунального хозяйства, работы управляющих компаний (Абакан сохранил Муниципальную управляющую компанию в числе немногих городов), ряда муниципальных предприятий в сфере водоснабжения и энергообеспечения, успешная концессия по сетям теплоснабжения с СГК-ЮСТК, остается практически беспроблемной территорией при подготовке и прохождении отопительных сезонов. Суммы, которые проходят по статье “коммунальное хозяйство и подготовка к зимнему отопительному сезону” как по линии бюджета, так и по линии самих предприятий, исчисляются сотнями миллионов рублей.

Открытое распределительное устройство Абаканской ТЭЦ. Фото Андрея Зайченко

Но и это только часть коммуналки Абакана. В связи со значительным ростом строительства в городе коммунальные сети разрослись практически вдвое. Что это означает? Рост абонентов, рост собираемости коммунальных платежей. А это серьезные финансовые ресурсы, которые централизованно аккумулируются через систему “Город” в Хакасском муниципальном банке.

Есть, конечно, практика, когда УК или ТСЖ открывают счета в других банках, но в конечном итоге все платежи за воду, свет и тепло в Абакане централизуются, а не размываются по десяткам кредитных организаций.

Получается, что создаваемая годами городскими властями система управления ЖКХ сегодня под ударом. Вновь слышатся призывы вывести “Абаканский водоканал” в концессию, “Абаканские электрические сети” и “Абаканэнергосбыт” уже подверглись информационной атаке. Желающих “подпитаться” за счет стабильной и довольно-таки финансово ресурсной сферы ЖКХ Абакана оказалось не так уж мало. Удержать же систему в своих руках – важнейшая на сегодня задача для администрации. Иначе – “Черногорск”…

Хлопотное хозяйство из себя представляют и дороги Абакана. Это наиболее уязвимое место в работе как администрации в целом, так и лично бывшего Главы города. Абаканцы непрестанно жаловались как на состояние дорожного покрытия основных и переферийных улиц, так и на дорожную инфраструктуру в целом. Но… За последние годы Абакан получил магистраль на Некрасова, новую улицу Катанова, улицу Крылова, улицу Торосова, еще десятки асфальтированных улиц в центре и на окраинах города, включая и новые районы. И дорожное строительство никогда не останавливалось. Нацпроект только добавил драйва, хотя еще в 2007 году Абакан также получил серьезную федеральную помощь на ремонт своих дорог.

Улица Кирова в Абакане. Фото Андрея Зайченко

В чем пока остаются проблемы? Во-первых, это дворовые проезды. В иной двор без слез не въедешь,что касается старых районов. Во-вторых, тротуары. Многие сотни метров тротуаров требуют срочного ремонта. В-третьих, современные скорости требуют и пересмотра трафика в Абакане. Заторы на дорогах стали заметной приметой Абакана-на-колесах, и проблема уже сейчас требует решений, хотя бы в перспективе. А под это все – муниципальный бюджет со своими средствами на дорожное хозяйство и обслуживание дорог. Сегодня за это отвечают Управление ЖКХ и транспорта, Спецавтобаза ЖКХ, конгломерат подрядчиков, которые имеют многолетний опыт работы в городе, собственные кадры, технику, асфальтобетонные заводы и карьеры.

Слом этой системы немыслим. Последствия – непредсказуемы и грозят срывами сроков работ, как это случилось в нынешнем году, когда новые подрядчики, сбросив цены на торгах, набрали объемы и не справились, затянув работы на самых центральных, а значит и самых оживленных магистралях города. А абаканские водители очень чувствительны к таким мелочам, но долго виновных не ищут – все “ласковые”слова идут в адрес городских властей.

Поэтому, сейчас городские власти просто не имеют право отказаться от всего того, что было сделано, и от того, что запланировано. Так, без преувеличения, весь город ждет завершения реконструкции улицы Кирова и ее выход к улице Итыгина; многие ждут решения проблемы с дамбами как объездными дорогами; ремонт и реконструкция путепровода по улице Мира (а там дальше и вопрос с виадуком по Т. Шевченко); увеличения парковочных мест и еще ряда других проблем.

А пока абаканские дороги приводятся в качестве примера гостями со всей страны. Снижение планки по качеству дорог и объемам нового строительства нанесет серьезный удар по престижу республиканской столицы.

Новый жилой район в Абакане. Фото Андрея Зайченко

Не менее хлопотное дело и пассажирские перевозки в Абакане. Федералы так накрутили закон о перевозках, что у местных властей просто связаны руки. Благодаря этому закону разорилась и обанкротилась городская автоколонна 2038 с ее автобусным парком, где в свое время были импортные “Икарусы” с “гармошкой”.

Взамен ей на маршруты города вышли разнокалиберные автобусы – ПАЗы, КАВЗы, другие. Выжили только “пазики”, и вот уже два десятилетия абаканцы вынуждены передвигаться в этих машинах, предназначенных для сельских дорог, и никак не могут от них избавиться. Абакан, пожалуй, остается единственной сибирской столицей, где на городских маршрутах курсируют эти автобусы.

Зато городские власти сумели сохранить муниципальное троллейбусное депо. И не просто сохранить базу, само депо, но и подвижной состав. Сегодня в Абакане на 10 маршрутах работает около 30 машин, причем четыре из них – современные электробусы, которые стали настоящим подарком для жителей новых микрорайонов и для всех горожан.

Абаканский троллейбус не просто общественный транспорт. Он несет серьезную социальную нагрузку – это основной, а главное – постоянный транспорт для перевозки абаканских льготников. Кроме того, грамотная политика по ценообразованию и неустанная поддержка городских властей позволяют удерживать цены на проезд в троллейбусе на уровне 16-18 рублей, что не дает коммерческим перевозчикам увеличивать цены на свои услуги – они держатся на 2-4 рубля выше муниципальных. И такая система работает годами. Бывают, правда, срывы у некоторых перевозчиков-монополистов, которые то демпингуют до 1 рубля за свои услуги, то вовсе угрожают не выпустить транспорт на маршруты. Но это все ритуальные мероприятия – бизнесмены никогда не откажутся от прибыли. А вопросы к ним есть. Прежде всего – по движению огромной массы наличности при оплате за проезд. К тому же горожане выражают претензии и к состоянию автобусов, их чистоте, поведению водителей и кондукторов.

Передел сфер влияния на абаканском рынке пассажироперевозок – кошмар, который может присниться сегодня только в самом страшном сне. О цивилизованном подходе при таком раскладе можно будет забыть, а абаканцам останется судьба пассажиров “пазиков”. А что станет с троллейбусом, который был вообще не положен Абакану, но власти области в свое время смогли убедить Москву в его необходимости для города, вообще страшно подумать. Да и с проектом “Абаканский электробус” придется расстаться: пассажироперевозки – бизнес жестокий и конкурентный. Но при поддержке высшей городской власти это все можно сделать “по закону”.

Параллельно решению всех проблем Абакан серьезно занялся благоустройством. Десятки дворов отремонтированы, установлены детские городки, беседки, цветники. Сделано это управляющими компаниями и жильцами при поддержке властей.

Но и про сам город власти не забыли. Еще до нацпроектов и программы городской комфортной среды в Абакане появился обновленный Парк культуры и отдыха с единственным городским пляжем; Парк “Преображенский”; многочисленные скверы, фонтаны, памятники. Серьезное преображение произошло и в городском парке “Орленок”. Не забыты и новые микрорайоны, где также открываются скверы и площадки для отдыха и занятием спортом. Впервые в Абакане появилась и настоящая набережная на проезде Северном.

Вход в парк Орлёнок в Абакане. Фото Андрея Зайченко

Сделано немало, практически каждый горожанин может сегодня найти себе в Абакане уголок по душе. И планов по дальнейшему благоустройству у городских властей еще много. К примеру, в продолжение “Баранки” в Красном Абакане будет построена еще одна площадка для отдыха в районе КДЦ, аналогичная появится и на Нижней Согре. Планируют разбить цивилизованный сквер в районе Дома Ветеранов на улице Белоярской. У нас нет сомнений в том, что это произойдет, и доказательство этому – огромный по своим масштабам сквер на улице Крылова, где на замену гаражам пришли детские городки, тренажеры, места отдыха, велосипедная дорожка почти в километр длиной.

* * *

Коммуналка, перспективное дорожное строительство, благоустройство – это сильная сторона Абакана. Но вряд ли все это было, если бы пятнадцать лет назад власти города не сформулировали простой и понятный принцип: “Главное для людей – чтобы было светло, тепло, была вода и место где отдохнуть, поправить здоровье, провести время с семьей”.

Все это воплотилось с лихвой и имеет самые четкие перспективы. Абакану есть чем в этом отношении гордиться. И продолжать дело градоначальника, который ровно так же гордился каждым новым парком, фонтаном, сквером…

Дмитрий Буреев

Фото Андрея Зайченко. Вид на вечерний Абакан

Фотографии к публикации предоставлены Андреем Зайченко. Страницы фотографа в социальных сетях: Facebook, ВКонтакте.

Пульс Хакасии в telegram

2 КОММЕНТАРИИ

Подписаться
Уведомление о

2 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Анатолий
5 лет назад

Согласен!

Никита
5 лет назад

Абакан действительно растет и развивается быстрыми темпами,за последнии пару лет изменился в лучшую сторону,так держать!

2
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x