Если оценить начавшийся процесс рассмотрения бюджета РХ на 2020 год, то можно с уверенностью сказать: Штыгашев разбушевался.
Председатель Верховного Совета Хакасии после своего резонансного выступления в Совете Федерации России настолько вошёл в азарт борьбы с федеральным центром, что в ходе рассмотрения проекта бюджета на президиуме Верховного Совета 17 октября заставил вздрогнуть даже министра финансов Хакасии Ирину Войнову.
Ирина Ивановна была максимально корректна, терпелива и обращалась с депутатами как с детьми, в чьих руках оказались спички, но обуздать темперамент спикера ей не удалось. В своём выступления министр неоднократно подчёркивала, что бюджет 2020 года выдержан строго в рамках требований Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Что у него строго разрешённый дефицит в пределах 10 процентов, и если у кого-то появится зуд кинуть ещё денег на ту или иную статью, их придётся брать из других статей, а не увеличивать дефицит.
Это, во-первых, нежелательно. А во-вторых, ещё раз повторим, запрещено Бюджетным Кодексом.
И что бы вы думали? Кто-то прислушался? Нет!
***
А началось всё со слов Ирины Войновой:
«По детям-сиротам. Сейчас в нашем бюджете записано 108 миллионов рублей наших и 86 федеральных, то есть 200 миллионов. Владимир Николаевич, когда вы выступали в Совете Федерации, то предложили федералам увеличить эту сумму втрое. Понятно, здесь есть надежда, что если мы втрое увеличим, то и они втрое увеличат. Но вряд ли! Поэтому можно я сразу на берегу попрошу – оставить в нашем бюджете всё так же, не добавлять к 108 ещё 100 миллионов…»
Тут и прозвучал глас самого Владимира Штыгашева:
«Мне сегодня из Москвы позвонили и сказали, наизготовку собаки встали там, в минфине России. Сколько же хакасы предложат? Ноль, 100, 200 миллионов? Им надо хотя бы миллионов 500 вместе с федеральными деньгами. А они просят сколько? Ну и ладно, и чёрт с ними, им хватит.
Мы напишем ноль, они тоже нас похлопают по плечу. А очередь детей-сирот будет ещё сто лет расти. Позорище это надо прекратить. Записать надо 300 миллионов. Пусть они смотрят, а мы на вшивость их проверим…»
Дальше завязался предметный диалог.
Войнова: «Увеличиваем дефицит?»
Штыгашев: «Пусть не соглашаются. Да, не 10 процентов, запишем дефицит 15. А так мы опять лебезить будем: ой-ой-ой, как бы чего не вышло. Ведь до сих пор там общак, который находится в минфине России, два триллиона не распределённых денег…»
Войнова: «Я с вами согласна. Единственно, что хочу сказать – им всё равно, что мы напишем».
Штыгашев: «Да, я знаю, им всё равно. Народ – это материал, поэтому людей они не видят…»
***
В результате так и решили: утроить сумму на детей сирот, как на том настаивал председатель Верховного Совета. Что означает – «проверка на вшивость» минфина России со стороны Хакасии началась. Но это, уточним, ещё не все желания, которые Верховный Совет изъявил федеральному и республиканскому правительству.
Согласно постановлению «О результатах предварительного обсуждения проекта закона о республиканском бюджете РХ на 2020 год», мы получаем от наших законодателей следующую картину:
- увеличить в три раза объем средств республиканского бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот (мы об этом уже сказали);
- увеличить расходы по программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» за счет средств республиканского бюджета до 20 миллионов рублей;
- увеличить средства на компенсацию выпадающих доходов до 642 миллионов рублей;
- увеличить объемы финансирования госпрограммы «Сохранение и развитие малых сел Республики Хакасия» не менее чем в пять раз;
- сохранить финансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» на уровне 2019 года;
- увеличить финансирование госпрограммы «Развитие здравоохранения РХ».
И так далее и ещё во множестве пунктов без разъяснения об источниках финансирования. Надо предполагать, что банковать должен федеральный бюджет. Да, никто и не против, что он должен! Но есть большие сомнения в том, возжелает ли он это делать или нет?!
Но Владимир Николаевич настаивает, Коновалов робко не возражает, министр финансов в ужасе, а «собакам» из минфина всё это, скорее всего, совершенно безразлично.
Марк Волков
Это хорошо, когда о детях забота. Но базар фильтровать нужно. Даже товарищу Штыгашеву. Или кресло уходит из-под зада, когда решился на такой бунт против федерального Центра?!)
Потешные войска пошли в бой!
Нет, у него просто возраст предельный, ему бояться уже нечего.
Молодец Владимир Николаевич! Так держать. Получаем 1/12 часть от доходов добываемых тут ресурсов. Крупные предприятия регистрируют в Москве, в обход республики. Сколько можно терпеть такую экономическую дискриминацию?!