ДомойОбществоМинистр образования РХ Лариса Гимазутина в студии Пульса Хакасии

Министр образования РХ Лариса Гимазутина в студии Пульса Хакасии

-

Текстовый вариант видеоинтервью. Министр науки и образования РХ Лариса Николаевна Гимазутина в студии Пульса Хакасии ответила на вопросы, интересующие родителей школьников, рассказала о строительстве новых школ, нацпроектах и взаимодействии министерства с городской и республиканской властью. Беседу вела Ксения Буганова.

Буганова: Лариса Николаевна, добрый день! Пару недель назад стартовал новый учебный год. Как главного учителя республики мы вас тоже поздравляем с этим праздником. И автоматически, как только начинаются занятия в школе, у родителей возникает много вопросов. Давайте с них и начнем нашу беседу. Первый актуальный вопрос: кто должен покупать рабочие тетради – школа или родители?

Гимазутина: Буквально сегодня мы еще раз получили запрос из Минобрнауки РФ, так как это является одним из главных поручений президента России, а также председателя правительства РХ: провести анализ уровня обеспеченности обучающихся учебными пособиями, рабочими тетрадями и т.д. Также рассмотреть вопрос о сокращении использования рабочих тетрадей в образовательном процессе с учетом внедрения цифровой образовательной среды.

Есть ФЗ № 273 «Об образовании РФ», который является настольной книгой у каждого работника системы образования. В статье 28 написано, что перечень учебников и учебных пособий утверждается и определяется школой. Поэтому в статье 35 ФЗ говорится о том, что учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы бесплатно предоставляются в пользование школьникам на время получения образования.

Мы никогда не оспаривали, что рабочие тетради являются учебно-методическими, но они в том случае будут бесплатно предоставляться, если школа включит их в перечень и подготовит соответствующий приказ. На сегодняшний день ни в одной школе республики нет в перечне рабочих тетрадей по предметам. Есть учебники и учебные пособия. При личной встрече родители часто спрашивают про атласы, прописи, контурные карты. Все это относится к учебно-наглядным пособиям и это все вы должны приобретать сами. Но если бы школа включила в перечень учебно-методические пособия, то тогда она обязана предоставить их бесплатно. Это были бы средства республиканского или местного бюджетов. На сегодняшний день ни в одной школе этого нет в приказе.

Более того, мы проверили рабочие программы, которые также размещены на сайтах образовательных организаций и в первую очередь смотрели те школы, откуда поступали обращения от родителей. Нигде рабочие тетради не были заявлены как учебно-методические пособия.

Готовясь к нашей встрече, я попросила коллег собрать данные хотя бы по начальной школе. К примеру, если гипотетически за счет республиканских средств мы закупим рабочие тетради, то стоимость одного такого комплекта для 1 класса составляет около 2557 рублей. На сегодняшний день в начальной школе, по предварительным подсчетам, обучается более 30 тысяч детей. И если мы это умножим, то получится сумма из республиканского или местного бюджета, которая должна быть автоматически предусмотрена на год. Потому что тетрадь используется, и ее уже не передашь другим ученикам.

Видимо, исходя из этого, школы целенаправленно не включают их в перечень. К примеру, нынче мы закупили учебников только на 41 млн 200 тысяч, а в прошлом году эта сумма составила 53 млн. И это только учебники и учебные пособия. А если мы к этой сумме добавим еще и рабочие тетради? Причем я не говорю, что это хорошо или плохо. Но если школа приняла такое решение, значит – она рассчитывает именно на республиканский или местный бюджеты. Но родители ни в коем случае не должны покупать рабочие тетради.

Буганова: А если, к примеру, такая ситуация. Я говорю исходя из личного опыта. Мне, как маме, удобно с рабочей тетрадью, и я четко понимаю, что школа купить их не может. Но на родительском собрании мы приняли решение, что сами купим детям рабочие тетради без участия учителя.

Гимазутина: Вы не можете принять такое решение. Это может сделать только педагогический коллектив. Приказ утверждается директором школы и размещается на сайте образовательной организации. Хорошо, вы приняли такое решение, но вы уверены, что все в классе смогут найти 2600 рублей на приобретение рабочих тетрадей? Вы сейчас решили, а через 20 минут у нас уже будет жалоба. Ведь не все, к сожалению, это могут себе позволить. Уровень благосостояния населения очень отличается. Представьте, что только на рабочие тетради в течение четырех лет вы потратите около 10 тысяч. Кроме того, за проверку тетрадей у нас предусмотрена оплата. Но, как правило, нигде в локальных актах я не видела, что предусмотрена оплата за проверку тетрадей на печатной основе. Получается, что у учителя будет две проверки. Не случайно прописи называются учебно-наглядным пособием. Я понимаю, что это титанический труд учителей начальной школы, когда в каждой тетрадке нужно написать букву. Но для этого у нас и есть прописи. Я думаю, что на сегодняшний день этот вопрос не случайно поднимается на уровне Российской Федерации и запущен даже специальный мониторинг. До 16 сентября мы должны по этому поводу предоставить информацию в Москву.

Буганова: Какие цифры вы будите предоставлять в столицу?

Гимазутина: Сейчас мы делаем запрос в каждую школу, чтобы увидеть реальную картину. К примеру, совсем недавно произошла некрасивая ситуация в одной из школ Черногорска, когда директор и его заместитель говорили, что у них не закупают тетради, а как оказалось – все-таки приобретают. Это решение также приняли родители на собрании. Сейчас мы активно работаем по этому вопросу, в том числе и с родителями.

Буганова: Как вы будите это мониторить?

Гимазутина: Мы направим во все муниципалитеты официальное письмо с приложением таблиц, которые будут отвечать за достоверность предоставляемой информации. Я уверена, что наши коллеги отработают честно. Также у министерства образования есть несколько подведомственных школ, где мы тоже будем запускать мониторинг. Но мы точно знаем, что в наших школах есть, а чего нет. Я лично это отслеживаю и внимательно отношусь к тому, что происходит. А родителям посоветовала бы пользоваться бесплатным электронным ресурсом – Российской электронной школой. Сегодня очень много школ республики официально подключились к данному ресурсу. Во-первых, там существует более ста тысяч заданий по всем предметам, есть уроки в записи, к некоторым занятиям можно подключаться в онлайн-режиме, для этого даже создано специальное расписание. Это шикарный ресурс! Полностью расписан урок по объяснению того или иного материала. К примеру, такая непростая тема, как «Решение неравенств с параметрами» (10 класс). Там можно спокойно найти объяснение этой темы с примерами и наглядностью. Повторюсь, что речь идет об официальном сайте «Российская электронная школа». Это совершенно бесплатный ресурс. Кроме того, мы прошли серьезный конкурсный отбор и уже на следующий год в 101 школу республики установим новейшую компьютерную технику со всем необходимым оснащением. Также нам обещают, что уже к концу года в школах и дошкольных учреждениях появится сверхскоростной интернет. Наверно не случайно президент РФ дает поручение, чтобы снизить школьникам учебную нагрузку. Но никто не уходит от тетрадей и необходимо, чтобы ребенок писал. Это мелкая моторика, каллиграфия, но в то же время мы будем активно пользоваться теми ресурсами, которые нам предоставят.

Буганова: Почему дети, переходящие в седьмой класс должны учиться шесть дней в неделю, хотя даже взрослые имеют два выходных?

Гимазутина: Закон и сейчас позволяет учиться 5-6 дней в неделю. В основном решение принимает школа. Но делается это с учетом того коллегиального органа, который там существует. К примеру, совет школы или родительский комитет – вот здесь вы можете поучаствовать. Но окончательное решение все равно остается за школой. В данном случае, никто не в праве настаивать: ни министр, ни руководитель управления образования и т.д. Они могут только рекомендовать пяти- или шестидневную учебную неделю. Мне трудно сказать, почему именно с седьмого класса. К примеру, у меня ребенок учился по шестидневке и я тоже, как мама, считаю, что это сложно. А как чиновник понимаю, что в данном случае решение принимает только школа. И когда мы с вами поступаем в школу, то подписываем документ о том, что ознакомлены с образовательной программой, где, в том числе, есть информация о режиме работы учеников. Это совместная работа, прежде всего, директора школы с родителями. В санитарных правилах и нормах четко прописана учебная нагрузка при пяти- и шестидневной учебной неделе. Кстати в одном из эфиров я обещала разместить эту информацию на нашем сайте и сейчас каждый может ее увидеть.

Буганова: Можно ли организовать субботнее обучение детей дома, используя цифровые технологии?

Гимазутина: Это также зона ответственности школы. Образовательная организация, изучив все плюсы и минусы, принимает решение с учетом мнения родителей. Нужно просто уметь рассуждать и договариваться. Нагрузка у учителей может и снизится, но заработная плата от этого никак не изменится.

Буганова: Сколько домашней работы могут задавать детям?

Гимазутина: Все нормы прописаны также в санитарных правилах, где указано – не более скольки часов ребенок должен делать домашнее задание в зависимости от класса. Здесь прямая ответственность школы. Для этого в образовательных учреждениях есть заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Совсем недавно я была в одном из учреждений Кызыла – государственном лицее. У них создана программа, где учителя вносят данные через электронный журнал и заместитель директора видит, какой объем заданий у ребенка на следующий день. Ведь если это не отслеживать то получается, что тот объем, который каждый педагог задал на дом ребенку по тому или иному предмету, физически ему не под силу. И тут родители вправе вмешаться и разговаривать. На сегодняшний день ведение электронного журнала пока не является обязательным, потому что пока мы не создали соответствующие условия для наших учителей. К примеру, в Усть-Абаканском районе есть школа, куда интернет вообще не доходит. Это Чертковская школа. Учителя там вынуждены выезжать со своими ноутбуками в субботу и воскресенье, чтобы вносить результаты обучения учащихся. И это не правильно, поэтому мы сказали: «Вы работаете и сами принимаете решение, как вносить данные – на бумажном или электронном носителях». Но как только будут созданы все необходимые условия, естественно мы перейдем к ведению электронного журнала. Тогда будет проще и заместителю директора все контролировать. Кроме того, мы много беседуем с нашими коллегами на тему того, чтобы не превращать такие предметы как история или география в письменные. Ведь сейчас учителя часто дают школьникам письменные задания по этим предметам, а потом мы удивляемся, почему наши дети не умеют говорить.

Буганова: Еще один из актуальных вопросов: как подтягивать неуспевающих?

Гимазутина: В законе написано, что учитель обязан подать программу так, чтобы ребенок был успешен. Причем факультативы всегда оплачиваются педагогами. Есть внеурочная деятельность, стимулирующий фонд и т.д. Неоднократно мы говорили о том, как можно организовать работу с ребятами, которые не поняли ту или иную тему. К примеру, мы с вами математики и я ученикам уже так поднадоела, что они меня просто не воспринимают. И тогда мы расписываем в школе, что каждый четверг с 15 до 16 часов вы можете получить консультацию по математике по любой теме и сами выбираете учителя. Это все вполне реально и мы мечтаем это организовать, к примеру, в нашем лицее. Также я знаю, что некоторые учителя работают дистанционно. Допустим, ежедневно в 20 часов вечера в одну из групп социальных сетей выходитпреподаватель и объясняет ту или иную сложную задачу. Я знаю, о ком говорю. Так работает моя близкая подруга – учитель математики. Существует масса вариантов того, как можно отработать с каждым ребенком. Я понимаю, что в Абакане переполнены классы и учителям очень сложно трудится в таких условиях.

Буганова: Почему классы переполнены?

Гимазутина: Во-первых, школ не хватает. Также многие родителя хотят, чтобы дети учились в одну смену. По этому вопросу мы тесно сотрудничаем со всеми муниципалитетами. Абакан – наша столица и у нас очень хорошие, конструктивные взаимоотношения с главой города, Управлением образования и т.д. К примеру, в школе № 26 сильно переполнены классы и совсем недавно к нам обратилась одна из мамочек с жалобой. Получается, что у нее один ребенок учится в этой школе, адва других, к сожалению, туда не попали, и не потому, что директор не хочет их брать, а там, действительно, переполнены классы.На сегодняшний день это актуальная проблема для нашего города.

Буганова: Чем национальные проекты могут помочь школам?

Гимазутина: В одном из Интернет-ресурсов я прочитала комментарий: куда делись школы, которые были построены еще в 70-80-х годах? И мне бы хотелось ответить на этот вопрос. Сейчас существует много образовательных организаций, которые нуждаются в ремонте, в том числе и те, которые были построены хозспособом. И школам 70-80 гг. необходим капитальный ремонт, так как мы просто не можем подвергать детей опасности. Поэтому и принимается решение о строительстве новых школ. Кроме того, дети, которые обучаются в сельских образовательных учреждениях, также достойны того, чтобы учиться в современных условиях. К примеру, согласно одному из соглашений уже к 29 декабря текущего года должно быть завершено строительство школы в г. Абакане на тысячу мест, а также небольшой начальной школы вместимостью 20 мест, расположенной в аале Верхняя База. На эти нужды мы получили возмещение с федерального бюджета в размере 27 млн. В этом нам очень помогли: депутат Госдумы от РХ Надежда Максимова, председатель Общественного совета при министерстве образования и науки РХ Любовь Аешина, министр финансов Хакасии Ирина Войнова и другие.

Буганова: А как обстоят дела с детскими садами?

Гимазутина: В этом году мы планируем завершить строительство шести дошкольных учреждений и ввести их в эксплуатацию. Из них – три детских сада (на 300 мест), расположенных в Абакане, два – в Алтайском районе и один – в Аскизе (на 120 мест). В целом, стройки 2019-2020 гг. включают: строительство школы на 1000 мест в Абакане, на 250 – в Чапаево и Целинном, а также пяти детских садов. К примеру, уже создается дошкольное образовательное учреждение в микрорайоне Иткульский (с. Шира), в с. Бельтыры (Аскизский район) на 120 мест, стартовали работы по строительству детского сада на 60 мест на станции Аскиз. Кроме того, сейчас объявили торги на строительство детских садов: в д. Новокурск (Бейский район, 80 мест) и с. Калинино (Усть-Абаканский район, 120 мест).

Буганова: Сколько всего в этом году выделено федеральных средств на строительство в РХ?

Гимазутина: На все стройки выделено около 4 млрд рублей (2018-2021 гг.). Но это еще не окончательная цифра, потому что мы преодолели конкурсный отбор и сейчас ждем документы на строительство Лестранхозовской школы в п. Бирикчуль.

В целом, существует два крупных национальных проекта: «Образование» и «Демография». В каждом из них – есть несколько поднаправлений. К примеру, национальный проект «Образование» делится еще на десять федеральных. Мы участвуем пока только в восьми. В рамках каждого из них также был серьезный конкурсный отбор. И не так все радужно, как кажется на первый взгляд. По этим проектам, начиная с февраля, мы работаем, чуть ли не в круглосуточном режиме. Так, в рамках данного конкурсного отбора мы прошли по восьми площадкам. Итоговая сумма составила 946 млн рублей (2020-2022 гг.). Но это тоже не окончательная цифра. Сейчас в рамках федерального проекта WorldSkills (молодые профессионалы) объявлен грантовый отбор и мы тоже в нем участвуем. Что включают в себя 946 млн? К примеру, впервые в истории республики четыре школы, где обучаются дети с проблемами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (школы Абакана № 17 и 27), получат уникальное оборудование, включая оснащение кабинетов химии и биологии. На каждую из них пойдет примерно по 7,5 млн. Также на 2020 год мы уже подписали соглашение «101 образовательная среда». В нее входят практически все школы Абакана и Черногорска: «37 точек роста» – оснащение классов, где ребята изучают технологию, ОБЖ, физическую культуру, математику и информатику. Причем эти «точки роста» можно использовать и для дополнительных общеобразовательных программ. Почему они так называются? Потому что представляют собой мощные центры с новейшим компьютерным оборудованием. Также около 400 млн запланировано на создание школ для одаренных детей. Мы уже знаем, где примерно они будут располагаться. Это база национальной гимназии, где уже работает «Альтаир-Хакасия». Также здесь планируется создать круглогодичный лагерь для ребят-юнармейцев. Кроме того, 72 млн рублей предусмотрено на такие программы как: «Авангард» и «Кванториум». Речь идет о появлении мобильных комплексов для «Кванториума», предназначенных для малых городов региона и др.

Буганова: Что нужно, чтобы построить новую школу?

Гимазутина: Чтобы построить новый детский сад или школу, мы всегда должны обосновать необходимость. Прежде всего, просматривают количество детей, проживающих или зарегистрированных на той или иной территории. К примеру, возьмем Койбалы, где фактически ИЖС не оформлено и большинство детей не прописано. Получается, что юридически их там нет. Но если через ЗАГС или медицинские организации, дети там не зарегистрированы, то это невозможно доказать. К примеру, мы построили в Боградском районе в с. Сарагаш детский сад на 80 мест. Сегодня туда ходят только 26 ребятишек, а его содержание обходится в приличную сумму. Дети не ходят, так как родителям нечем платить. Также в Белом Яре мы не можем построить вторую школу, так как фактически получается, что детей там тоже нет. На этой территории не оставлены участки для объектов социального культурного назначения. Ни одного участка там нет. Сейчас мы прорабатываем вопрос о том, чтобы чисто гипотетически там построить детский сад на 120 мест. Для этого даже есть средства. Но мы недавно рассуждали с Татьяной Николаевной, что там ничего нет, кроме электросетей: ни воды, ни канализации, ни отопления. Значит все это, необходимо будет сделать за свой счет. На строительство такого детского сада нам выделили 101 млн. Но для этого нужно выкупить участки под ИЖС. А его строительство должно начаться уже на следующий год (2020-2021 гг.). Также Черногорск заявлялся на два садика: один – на 300 мест, другой – на 120. Первый они забирают, а вот второй остается. Наверно будем просить Николая Генриховича, чтобы он забрал его в Абакан. Но конечно это детский сад маловат для города, но тем не менее. С мэром мы работаем в тесной связке, у нас даже спроектирован совместный проект. Там где сейчас находится школа № 23 построить такую же типовую, как в Чапаево, Целинном и с. Бирикчуль. Но для начала нужно это обосновать, потому что пока все средства уже распределены.

Буганова: Исполняется ли в Хакасии требование о бесплатном медосмотре учителей?

Гимазутина: По закону медосмотр должен осуществляться за счет работодателя даже при первом трудоустройстве. Когда человек работает, эти средства закладываются в республиканском бюджете. Но с 2015 года у нас существует кредиторская задолженность. Мы напоминаем коллегам о том, что эта обязанность именно республиканского бюджета и не нужно за него платить собственные средства. Сегодня у нас есть небольшая кредиторская задолженность, но мы постараемся уже в ближайшее время ее погасить. Помню, в прошлом году в Аскизском районе были какие-то колоссальные суммы. И я была крайне удивлена тому, зачем люди это делали. Им, конечно, все потом возместили, но, тем не менее, по документам мы остаемся должны именно медицинским организациям. И если учитель сам пошел и заплатил за это собственные средства, то по большому счету вернуть их оказывается совсем непросто. Мы уже рассуждали по этому поводу с нашими финансистами. Получается, что это нарушение. Все вопросы мы решаем с Минздравом, находим точки соприкосновения, так как и они, и мы – бюджетники. Повторюсь, что осталась буквально точечная задолженность и думаю, что уже в ближайшее время мы ее загасим.

Лариса Николаевна, спасибо вам за подробный и полезный разговор!

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x