ДомойПроисшествияОНФ: закон должны соблюдать все. Расследование незаконной добычи скальника продолжается

ОНФ: закон должны соблюдать все. Расследование незаконной добычи скальника продолжается

-

ОНФ продолжает разбираться с незаконной добычей скальника в Аскизском районе Хакасии.

Региональное отделение Общероссийского народного фронта в Республике Хакасия 5 сентября сообщило о том, что следственным подразделением МВД возбуждено уголовное дело по выявленному ранее факту незаконной добычи каменного грунта (скальника) в Аскизском районе.

Сегодня, 10 сентября 2019 года, пресс-служба ОНФ сообщила, что в ИА «Хакасия» вышла ангажированная публикация – интервью с генеральным директором строительной фирмы «НБС-Сибирь» Сергеем Баклыковым, который заявил о необоснованности претензий в его адрес.

Так, предприниматель заявил, что пресс релиз ОНФ о незаконной добыче скальника в течение четырех месяцев не выдерживает никакой критики. Однако пресс-релиз ОНФ большей частью дублирует официальный пресс-релиз МВД:

«Следственным подразделением ОМВД России по Аскизскому району в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ (попытка осуществления предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, сопряжённая с извлечением дохода в особо крупном размере).

Данный предприниматель в период с мая по август 2019 года организовал добычу каменного грунта без специальной лицензии, получение которой, в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах», является обязательным. Ущерб, нанесённый государству, составил более 26 миллионов рублей.

Расследование уголовного дела продолжается».

Таким образом, МВД подтвердило факт нелегальной добычи и возбуждило уголовное дело. Кроме того, еще 26 июля представители ОНФ отправили в Росприроднадзор заявление с просьбой проверить факт незаконной добычи скальника. 23 августа был получен ответ, в котором Росприроднадзор сообщил о проведенной проверке заявленных фактов незаконной добычи и подтвердил их. До этого эксперты ОНФ изучили документы Минприроды о выделении на территории Республики Хакасия карьеров для добычи общераспространенных полезных ископаемых. В указанном районе в установленном законом порядке карьер не зарегистрирован. Эта информация была подтверждена и по телефону. Также по имеющейся информации место добычи скальника располагается на землях лесного фонда (Госкомлес РХ).

Размещение карьера в лесах допускается с учетом ограничений, установленных Лесным кодексом РФ и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р. Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Постановлением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-Р «Об утверждении перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» определен Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, которые могут располагаться в лесах. Среди них указан карьер, отвал, рудник и другие. Но в этом списке нет такого объекта как «резерв». В соответствии с ГОСТ Р 57719-2017 «Горное дело. Выработки горные», открытые горных выработок в земной коре относятся к карьерам. Понятие «резерва» указанным ГОСТом не предусмотрено.

Между тем предприниматель заявляет, что конкурсная документация содержит указание на рассматриваемый карьер в качестве места, из которого он должен брать скальник. Он заявляет: «у меня написано по проекту, где я должен брать скальник, способ его добычи — там я его и беру». В документации действительно содержится указание на некий «Резерв Каменный». Однако если посмотреть на координаты этого «резерва», то в документации указано 53°24’2″ северной широты и 91°46’1″ восточной долготы, что соответствует координатам точки в Алтайском районе Республики Хакасия. Фактически же добыча велась в Аскизском районе в точке с координатами 53°24’07.1″ северной широты и 089°46’35.7″ восточной долготы. Можно по-разному оценивать такое различие координат – как случайную или преднамеренную ошибку с целью снять с себя ответственность, но факт остается фактом – добыча велась не по адресу, указанному в документации.

Тем не менее, как было указано выше, законодательством не предусмотрена организация на землях лесного фонда никаких «резервов» для добычи скальника. По своей сути резерв является складом ранее добытого и складированного материала, из которого подрядчик должен просто обеспечить перевозку до нужного места.

Если же речь идет об открытой добыче скальника, то это карьер. При этом в соответствии с законодательством для проведения добычи общераспространенных полезных ископаемых (в т.ч. скальника) необходимо получить лицензию, отвести карьер, уплатить налог на добычу полезных ископаемых. Так, в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах”:

«Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых».

Как следует из личного заявления предпринимателя, предусмотренную законом лицензию он не получил: «Действительно, есть нарушение, которое заключается в том, что добыча недр должна осуществляться по специальной лицензии», объясняя это якобы значительными сроками ее получения. Однако очевидно, что это не может являться основанием для добычи общераспространенных полезных ископаемых без получения лицензии. При этом заявляется о получении некого «специального разрешения», в соответствии с которым и проводятся работы. Однако никакого специального разрешения для добычи полезных ископаемых законом не предусмотрено – только лицензия. Но здесь возникают вопросы к заказчику – что за специальное разрешение было предоставлено, почему карьер назван «резервом», а по координатам он находится в Алтайском районе, почему не проведена предварительная работа по узакониванию добычи скальника – не отведен карьер, не подготовлена лицензия. Более того, предприниматель прямо указывает, что он систематически нарушал законодательство, и по сути заявил о еще двух планируемых нарушениях.

Вопрос о сроках получения лицензии ставится верно – чтобы сроки были минимальные, соответствующую предварительную работу должен проделать заказчик. Но этого не было сделано. Тем не менее, это не может служить оправданием для нарушения закона. Если своими действиями кто-то убедил подрядчика совершить нарушение закона, то может идти речь о составе преступления, предусмотренного статьей 33 УК РФ – «Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы».

Несостоятельны и заявления о том, что «когда мы выходим на торги, у нас нет возможности посмотреть, является этот карьер в реестре узаконенных карьеров или нет». Мы без труда получили эту информацию. Сделано и заявление, что «у нас нет стоимости материала, соответственно, мы не нанесли никакого ущерба государству». Однако любые полезные ископаемые до выдачи лицензии принадлежат государству и имеют определенную стоимость, за них должен быть уплачен налог на добычу полезных ископаемых. Иначе любой может пойти и начать копать уголь, добывать песок и руду, мыть золото и так далее, мотивируя тем, что у него нет стоимости материала. В целях уплаты НДПИ в соответствии со статьей 340 Налогового Кодекса РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. В соответствии с конкурсной документацией на буровзрывные работы по добыче скальника заложено 57,4 млн руб (включая НДС 18% и непредвиденные расходы 2%). В соответствии со статьей 342 НК РФ налоговая ставка НДПИ при добыче горнорудного неметаллического сырья составляет 6%. Если взять за основу даже только стоимость буровзрывных работ, то в бюджет должно быть уплачено 3,4 млн руб налога. Налоговый период по НДПИ равен месяцу. Если налог не был уплачен, то может идти речь о составе правонарушения, предусмотренного статьей 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией».

Очевидно, что добыча скальника произведена для выполнения контракта. Его стоимость составляет 140,8 млн руб. Именно такую сумму получит подрядчик. Согласно открытых источников, за 2018 год доходы указанной организации составили 1,1 млрд руб, а прибыли с этой сумму официально показано 1,2 млн руб, т.е. 0,1% от выручки. Налог на прибыль и вовсе составил 240 тысяч рублей. Немаловажно! Юридический адрес, где зарегистрирована фирма Сергея Баклыкова – г. Красноярск, там же открыт и счет организации, на который уходят деньги из бюджета Хакасии. В Красноярск, видимо, ушел и налог на прибыль.

Если посмотреть на опыт соседних регионов, добыча полезных ископаемых без лицензии рассматривается как уголовное преступление, предусмотренное статьей 158 УК РФ – кража, т.е. тайное хищение чужого имущества, совершенное организованной группой, в особо крупном размере. В практике встречаются случаи привлечения лиц, виновных в незаконной добыче общераспространенных полезных ископаемых, например угля, песка, гравия и т.д., по ст. 255 УК РФ – нарушение правил охраны и использования недр. Встает вопрос и о том, будет ли выполнена рекультивация карьера или на этом сэкономят? Рекультивация должна быть предусмотрена проектом. И если осуществлялась экспертиза проекта, то вопросы с отводом карьера, его координатами, рекультивацией не должно было бы возникать. Если экспертиза не проводилась, то браться за госконтракт без нее – это значит отвечать за все возможные риски.

В настоящее время уголовное дело заведено по двум статьям – 171 и 30 Уголовного Кодекса РФ. Следствие продолжается. Состав статей может быть расширен. Должен быть проведен расчет объемов извлеченного скальника, сделана точная оценка его стоимости для расчета ущерба, нанесенного государству. Возможно, будет идти речь и об экологическом ущербе.

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x