По информации Минэкономразвития Республики Хакасия, в пятницу завершился прием документов от кандидатов на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Свои кандидатуры в министерство представляли объединения предпринимателей. Кандидатур оказалось две.
Сразу несколько объединений предпринимателей (среди них Торгово-промышленная палата РХ, Союз промышленников и предпринимателей РХ, региональное отделение Всероссийской общественной организации «Деловая Россия») выдвинули кандидатуру действующего бизнес-омбудсмена – Василия Кудашкина. Вторую кандидатуру предложил Союз предпринимателей малого и среднего бизнеса РХ – это Данил Королев.
Конференция объединений предпринимателей по выбору кандидата на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия состоится 10 сентября. Она пройдет в конференц-зале Фонда развития Республики Хакасия, начало в 17 часов. После того, как бизнес-сообщество определится с кандидатурой уполномоченного, ее необходимо будет согласовать в Москве. Окончательно ее утвердят депутаты Верховного Совета.
Мы попросили прокомментировать происходящее экс-кандидата на эту должность А. Мяхара:
“То, что я наблюдаю, очень печально для нашей республики. У меня нет никакой личной предвзятости, я смотрю лишь на факты. Что произошло за период 5 лет пребывания на этом посту В.В. Кудашкина:
– предпринимательство сократилось с 22000 субъектов бизнеса до 17000, то есть практически на четверть! В процентном соотношении это огромная цифра, и такие процессы не происходят сами по себе. Это говорит в первую очередь о том, что в республике нет привлекательных условий для развития бизнеса;
– налог для бизнеса с кадастровой стоимости повысился по максимально возможной планке, что реально привело к банкротству многих компаний;
– тариф на электроэнергию для бизнеса вырос и продолжает расти, в этом году очередное поднятие;
– неплатежи долгов предпринимателям со стороны бюджета по гос. контрактам являются бичом вообще всей экономической системы республики.
Поймите, это всё не эмоциональные окраски, это факты с сухими остатками и ответственными лицами за это. Помимо фактов, сделаю ещё несколько ремарок. В последнее время часто общаюсь с представителями Россетей, и они однозначно говорят, что готовы работать над уменьшением тарифа для бизнеса, но не видят реальных обращений со стороны по этому поводу, чтобы создать механизм и рабочую группу. Бизнес-омбудсмен обладает правом законодательной инициативы в Верховном Совете, но я не припомню случая, чтобы он обращал внимание депутатов на снижение налога с кадастровой стоимости или электроэнергии для бизнеса, а также оптимизации системы выплат долгов предпринимателям по гос. контрактам.
То же самое касается так называемых бизнес-сообществ, вернее, формальных организаций, которые себя такими провозгласили. Первым “сниму шляпу” перед ними, если расскажут, что они сделали для бизнеса в прошедшие пять лет. Но о их реальных действиях речь даже не идёт. Опять же, я не припомню ни одного”круглого стола” под их патронажем.
Вверять судьбу бизнеса тем, кто в этом направлении достиг результатов только с отрицательной точки зрения, – или большая ошибка, или целенаправленное уничтожение республиканского бизнеса. Возможно, Коновалов, представив от себя кандидатуру бизнес-омбудсмена, покажет себя последователем марксизма-ленинизма в этом направлении. Я напомню, что в СССР была уголовная статья за предпринимательскую деятельность, так как теория социализма не предполагает частной собственности и считает товарно-денежные отношения пагубными.
Вторая кандидатура: Данил Королев – бывший заместитель министра экономического развития, то есть Чиновник. Собственно в этом моменте можно остановиться. Очередной чиновник, который считает, что он знает, что необходимо сделать для бизнеса. Не увидел я в открытом доступе информации о его достижениях в бизнесе.
Что в итоге? Выбирать из двух зол? Я предложил свой вариант: необходимо объявить конкурс, создать список претендентов и устроить блокчейн-голосование (голосование на основе цифровой криптоподписи, которая генерируется под конкретное голосование с высочайшей степенью защиты от подделки), которое можно провести одномоментно среди если не всех, то абсолютного большинства субъектов предпринимательства.
Во-первых, это и будет мнение бизнес-сообщества, а не частных организаций, деятельность которых не видно.
Во-вторых, это будет демократично и соответствовать принципам гражданского общества.
В-третьих, это элементарно. Практики блокчейн-голосования уже широко применяются и в нашей стране. Правительство РХ содержит Комитет по информатизации, к слову сказать, работу которого тоже не видно – вот и пусть организуют.
Выбор, который нам предлагают сейчас, в самой системе выбора закладывает больше противоречий, чем решений. И все это происходит только на этапе первоначального отбора, а предстоит ещё утверждение кандидатуры лицом, занимающим пост главы республики, федеральным центром и Верховным Советом в окончательной инстанции.
Думаю, что Василий Кудашкин будет продолжать свое “отбывание” на должности бизнес-омбудсмена в статусе ИО ещё не менее полугода.
Александр Мяхар
Примечание редакции: на федеральном уровне не установлены юридические критерии понятия бизнес-сообщество, что закладывает в происходящий процесс много вопросов. По нашей информации, может появится и третий участник – Кукарцев Иван, который намерен через прокуратуру обжаловать свое отстранение от конкурса министерством экономического развития. Возможно, что был ряд конкурсантов, преградой для которых стали критерии, обозначенные министерством экономического развития и которые можно обжаловать.
Бедный малый и несчастный средний. Я о бизнесах!