Осень завораживает пестротой астр, хризантем, грациозностью гладиолусов. Куда не оглянись, увидишь белые банты и роскошнее букеты, улыбки на лицах и волнение в глазах. Так, фиксированная дата празднования Дня знаний – 1 сентября, но нередко она выпадает на воскресенье, как в этом году, а это значит, что первый звонок на уроки прозвучит для ребят только 2 сентября.
Сегодня школьники и студенты с улыбками на лицах и букетами цветов в руках спешат в сторону Дворцов знаний. Особенно это долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог и только начнет свой длинный школьный путь.
О том, как лучше подготовить ребенка к этой ответственной миссии под названием «школа» мы побеседовали с воспитателем детского сада «Теремок» Абакана Аленой Скворцовой.
Алена Геннадьевна работает здесь воспитателем с 2011 года. Она является победителем и лауреатом многих городских, республиканских и межрегиональных конкурсов. Среди них – городской конкурс профессионального мастерства «Пять жемчужин», республиканские конкурсы среди педагогов дошкольного образования «Ярмарка проектов» и «Педагогический калейдоскоп».
– Алена Геннадьевна, почему вы выбрали эту профессию?
– Воспитателем решила стать, потому что люблю детей и общение с ними. Моя профессия мне по душе. Это возможность постоянно находится в мире детства, ведь в окружении с детьми я по-настоящему счастлива.
– Что является самым сложным в вашей работе?
– Самое сложное – полная отдача себя в течение всего трудового дня: ласки, нежности, внимания, добра, физических и эмоциональных затрат, а также индивидуальный подход к каждому ребенку.
– С какого возраста, лучше всего, начать подготовку ребенка к школе?
– Нас начинали готовить к школе еще с детского сада: учили буквам, счету, а также правилам поведения на уроках. Теперь ребят всему этому обучает учитель начальных классов. Кроме того, согласно ФГОСТу особая роль уделяется игровой деятельности в дошкольном учреждении, поэтому мы не формируем специальную модель поведения ученика в классе, а стараемся чаще играть с детьми. Другими словами, малыши играют, а мы стараемся направить их деятельность в правильное русло: вводим специальные правила, объясняем им что-то. Ребенок всему должен учиться через игры, так как главная цель любого дошкольного учреждения – подготовить ребенка к школе, прежде всего, эмоционально, чтобы он был готов не только физически, но и коммуникативно и психологически. Необходимо сформировать в нем устойчивость к стрессам, внешней среде, а также «привить» желание и способность учиться. Когда все это есть у ребенка – он готов к школе и его легко, а также интересно будет обучать.
Подготовка к школе, безусловно, нужна, но ее недостаточно для успешного обучения. Правильнее развить познавательную активность будущего ученика. Повторюсь, что особое внимание мы уделяем игре. С помощью нее, экспериментирования и общения дети знакомятся с окружающим миром. В процессе игры развивается память, мышление, речь, формируется отношение детей в коллективе, а также качества, которые помогут быстрее адаптироваться ребенку к школе.
– У вас есть какие-то эффективные методы при подготовке дошколят к обучению?
– Как я уже сказала, наиболее эффективными методами являются игры на развитие памяти, внимания, развития интеллектуальных способностей. К примеру, сюжетно-ролевые. Они способствуют более быстрой адаптации детей к социуму. Наш детский сад работает по проектному методу, в частности так называемые групповые общесадовые проекты. Это очень популярный и эффективный метод. Он просто находка как средство включения семьи в жизнь детского сада и уже доказал свою эффективность на практике, где родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, принимают активное участие в развитии своего чада. К примеру, изготовление плакатов, игрушек, макетов, которыми они делятся в рамках реализации того или иного проекта. В будущем это станет хорошим опытом для ребенка в школе.
Также мы используем познавательную и исследовательскую деятельность, где ребенок развивает аналитические способности и учится анализировать. Причем чем чаще он держит в руках карандаш или кисть, тем лучше закладывается его умение держать авторучку, и, соответственно, тем легче ему будет писать свои первые буквы и слова.
В своей практике мы также используем нетрадиционные методы. Одним из них являются сенсорные коробки для развития мелкой моторики с крупами различных видов: по величине, форме, цвету и т.д. Такое занятие способствует не только развитию моторики, но и помогает развитию интеллекта, речи, активизирует фантазию, творческие способности детей.
Еще одним из эффективных способов развития ребенка является рисование и конструирование на вертикальной поверхности. Для этого мы используем обои на стене. Они тоже очень хорошо помогают поставить руку ребенку, подготовить его к письму. Кроме этого, мы используем дидактические, сказкотерапевтические тренинги в формате дошкольного образования, которые позволяют легко и быстро усвоить детьми необходимую информацию.
Организация любой совместной деятельности воспитателя с детьми в дошкольном учреждении становится неким «мостиком» включения ребенка к обучению в школе в условиях системно-деятельностного подхода.
– На что, прежде всего, необходимо обращать внимание при работе с детьми?
– Необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности детей, что является важной составляющей при разрешении различных вопросов: от игры до организации трудовой, образовательной деятельности, формирования нравственных качеств, творческих способностей и интересов детей. И, конечно, особенное внимание нужно обращать на настроение ребенка.
– Какое участие должны принимать родители в подготовке ребенка к школьной жизни?
– Участие родителей должно основываться на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать, научиться, а также доброжелательное отношение к окружающим.
– Нужны какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
– Человек, который решил стать педагогом или воспитателем, должен сочетать в себе много различных профессий: актера, дизайнера, сценариста и т.д. Он должен быть коммуникабельным абсолютно во всех сферах.
– Ваши пожелания детям и родителям в этот праздничный день.
– Современные родители очень много времени проводят на работе, поэтому хочется пожелать не забывать о своих малышах, уделять им больше внимания, проявлять заботу и чаще говорить о том, как сильно вы их любите! Желаю родителям сохранить в памяти как можно больше ярких и позитивных моментов из жизни своих детей. Наслаждайтесь каждой минутой, проведенной с ними! А детям хочется пожелать одного – это послушания и отличных оценок в школе!
– Алена Геннадьевна, спасибо за интересную беседу и ваш бесценный труд!
Беседовала Ирина Гусева