Редакция СМИ «Пульс Хакасии» продолжает общение с членом Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы, членом федерального политсовета общероссийского общественно-политического движения «Большая Россия» Дмитрием Тортевым на важные для Республики Хакасия экономические темы.
В условиях стремительного роста цифровой экономики Россия сталкивается с необходимостью создания центров обработки данных (ЦОДов), на которые нацелены усилия федерального правительства. Особое внимание этому вопросу уделяет президент, подчеркивая важность энергетической инфраструктуры для будущего развития страны. В Хакасии создание ЦОДов и развитие искусственного интеллекта — это не только вызов, но и возможность для экономического переосмысления региона. Мы попросили Дмитрия Тортева прокомментировать, какие перспективы и препятствия могут возникнуть в этом направлении, а также как интеграция высоких технологий может повлиять на местную экономику.
— На повестке дня по России стоит организация ЦОДов, на что отдельный акцент делал президент страны. Насколько такой проект применим для Хакасии и, в принципе, стоит ли сибирской республике идти по пути развития ИИ, мощностей для него?
— 28 января 2026 года зампред российского Правительства Александр Новак провёл совещание по энергоснабжению центров обработки данных (ЦОД) с участием представителей Минэнерго, Минцифры, технологических и энергетических компаний. На совещании обсуждали перспективные потребности дата-центров в электроэнергии, территориальный и кластерный подходы к размещению ЦОД. Были рассмотрены возможные технические решения по подключению площадок дата-центров к электросетям, в том числе с оценкой стоимости и сроков технологического присоединения. Это говорит о том, что вместе с ростом потребности в дата-центрах увеличивается и внимание федерального центра и к проблеме в целом, и к новым возможностям, которые несет в себе этот сектор экономики.
При этом цифровая экономика бьёт энергетические рекорды потребления. Согласно свежему прогнозу аналитиков Международного газового союза (IGU), стремительный рост искусственного интеллекта, облачных сервисов и глобального интернет-трафика приведёт к взрывному увеличению энергопотребления со стороны центров обработки данных (ЦОД).
Исследователи прогнозируют, что к 2030 году мировой аппетит «фабрик данных» достигнет колоссальных 800-1000 тераватт-часов (ТВт·ч) в год. Для сравнения, это сопоставимо с текущим годовым энергопотреблением такой крупной промышленной страны, как Германия. Однако на этом рост не остановится. Эксперты полагают, что к 2040 году спрос может удвоиться по сравнению с уровнем 2030-го, достигнув отметки в 1800-2000 ТВт·ч ежегодно. В масштабах всей планеты это будет составлять уже 6-8% от прогнозируемого мирового потребления электроэнергии, что превращает ЦОДы в одного из ключевых глобальных потребителей. Напомню, что установленная мощность Саяно-Шушенской ГЭС — 6,4 гигаватта, а среднегодовая выработка — 24 млрд кВт·ч.
На заседании Совета Федерации по актуальным вопросам развития российских вычислительных мощностей 23 января 2026 года было заявлено, что в России на сегодня без возведения дополнительной генерации можно построить ЦОДы в Ленинградской области, Приволжье и на Урале, все остальное требует строительства новых электростанций. Из всех профицитных энергозон Минэнерго России совместно с «Россетями», с «Системным оператором» нашло всего несколько зон, где можно обеспечить подключение: в Ленинградской области может быть подключен 1 ГВт, в Приволжье и на Урале — по 500 МВт. Размещение ЦОДов для ИИ даже вокруг энергообеспеченной с учётом всех резервов Москвы уже сейчас потребовало бы создания дополнительной генерации. Сейчас на всю Россию мощность так называемых «полезных ЦОДов», без майнинга, оценивается в 1,7 ГВт. При этом в перспективе потребность ЦОДов для ИИ в энергомощностях оценивается в 2-2,5 ГВт до 2030 года. Далее ежегодный рост оценивается примерно в 20% прироста мощностей.
Проблема усугубляется общим дефицитом в единой энергосистеме (ЕЭС) России, который, по оценкам Минэнерго России, достигает 25 ГВт. На этом фоне выделение 1 гигаватта мощности для ЦОДов в любом регионе, включая Хакасию, создаст серьезнейшие сложности для других стратегических проектов. Яркий пример — масштабный газовый комплекс в Усть-Луге (Ленинградская область), включающий завод по сжижению природного газа (СПГ). Обеспечение электроэнергией этого промышленного гиганта, имеющего критическое значение для экспорта, вступит в серьезную конкуренцию с планами по энергоснабжению дата-центров. Это ставит перед федеральными и региональными властями непростой вопрос приоритетов.
Россия не единственная страна, столкнувшаяся с энергетическим вызовом ИИ. Мировая практика предлагает несколько моделей, но в любом случае все они исходят из строительства собственной генерации тем бизнесом, который строит дата-центры. Крупные технологические корпорации (Google, Microsoft, Amazon) активно инвестируют в строительство солнечных и ветряных электростанций для питания своих ЦОДов. Собственники дата-центров строят и газовые, и угольные электростанции, а кто-то даже рассматривает малые модульные АЭС как источник стабильной и безуглеродной энергии для дата-центров. Согласно отчёту IGU, ожидается, что к 2030 году около половины потребляемой ими электроэнергии будет обеспечиваться за счёт возобновляемых источников (ВИЭ). Для сравнения, сегодня этот общемировой показатель составляет около 27%.
С предложениями открыть центры хранения и обработки данных на территории Восточной Сибири и Хакасии выступают многие эксперты. Они говорят о том, что это позволит придать новый импульс развитию региона, Сибири и Дальнего Востока за счет создания новых игроков мирового рынка инфраструктуры данных. Однако напомню, что 30 декабря 2024 г. Правительство России утвердило Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики России до 2042 г. В ней говорится, что энергосистема Сибири уже в ближайший период может столкнуться с дефицитом мощностей. Этот дефицит предсказуемо потребует опережающего ввода новых генерирующих мощностей. Кроме того, как и в примере с майнингом на территории Хакасии, мы непременно столкнемся в нашем регионе с неопределенностью экономической отдачи: опыт даже легального майнинга в Хакасии показывает, что энергоемкий бизнес не приносит региону какие-то пропорциональные налоговые поступления и социальные выгоды.
Для Хакасии наиболее рациональным представляется не отказ от амбиций в сфере инфраструктуры ИИ, а их прагматичная интеграция в экономическую стратегию. Активное внедрение ИИ и роботизации на действующих предприятиях (угольная отрасль, металлургия, сельское хозяйство), а также лоббирование перевода в Хакасию филиалов или офисов крупных ИТ-компаний, уже работающих в регионе, могли бы стать первыми серьезными шагами в этом направлении. Кроме того, для региона целесообразно участие в крупных проектах не в качестве самостоятельного оператора, а как площадки в партнерстве с федеральными игроками («Росатом», «Ростех» и крупные ИТ-холдинги).
Дмитрий Тортев, член федерального политсовета общероссийского общественно-политического движения «Большая Россия».

