Пятница, 23 января, 2026
ДомойЭкономикаЭкономический эффект от майнинга в Хакасии проваливается в «чёрную дыру» — мнение

Экономический эффект от майнинга в Хакасии проваливается в «чёрную дыру» — мнение

-

Член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев уже делился с читателями «Пульса Хакасии» мыслями на актуальные темы экономики, и мы продолжаем серию публикаций с ним. Несмотря на то, что он высказывает критичные замечания в адрес управления нашей республики, их стоит воспринимать как советы для улучшения нашей общей финансово-экономической сферы. К тому же у Дмитрия Тортева не превалируют пессимистические настроения.

Сегодня мы задали вопрос на актуальную тему майнинга. На днях она обсуждалась в Госдуме.

Дмитрий, не один раз видели заявление о том, что Хакасия энергопрофицитный регион. Недавно федеральные эксперты отметили, что наша республика остается выгодным регионом для майнинга. Так ли это на ваш взгляд? Если выгодно, то почему нет экономического эффекта: его нет в принципе или он замалчивается?

— Республика Хакасия действительно обладает уникальными конкурентными преимуществами для майнинга, однако ожидания, что эта деятельность сама по себе станет локомотивом региональной экономики и бюджетным донором, ошибочны.

Заявления об энергопрофицитности нашего региона действительно имеют под собой железобетонное основание. Избыток мощности составляет около 40%. Ключевую роль играет крупнейшая в России Саяно-Шушенская ГЭС, обеспечивающая около 87% генерации. Именно этот фактор, наряду с холодным климатом, снижающим затраты на охлаждение оборудования, позволил АКРА называть Хакасию и Красноярский край самыми выгодными регионами для майнинга в 2025 году.

При этом федеральный центр, принимая решение не вводить запрет на майнинг в Хакасии в июне 2025 года, руководствовался не столько перспективностью этой деятельности, сколько отсутствием прогнозируемого дефицита энергомощности и нежеланием терять хоть какие-то местные налоговые поступления и выпадающие доходы сетевого комплекса. То есть речь шла и идёт до сих пор не о поддержке майнинговой отрасли Хакасии, а об отсутствии критических рисков от её существования.

Экономический эффект от майнинга в Хакасии на сегодня в любом варианте проваливается в «чёрную дыру» правового вакуума и неэффективного администрирования.

Значительная часть майнинга в России — это использование населением льготных бытовых тарифов или прямое воровство электроэнергии. В Хакасии, где «домашний» майнинг признан самым выгодным, эта проблема стоит особенно остро. По словам нашего регионального депутата и главы думского комитета по энергетике Николая Шульгинова, официальная статистика отсутствует, а цифры по зарегистрированным майнерам расходятся в разы.

При этом понятно, что добытая криптовалюта в отсутствие национальных легальных бирж немедленно выводится за рубеж для продажи, а выручка не возвращается в российскую экономику. Это значит, что созданная в Хакасии стоимость (электричество, превращённое в цифровой актив) не задерживается в регионе, не мультиплицируется и не создаёт связанных рабочих мест, кроме минимального обслуживания ферм.

Майнинг нигде в мире не является основным или значимым источником пополнения бюджета. И нигде в России он тем более не стал налоговой панацеей. Создаваемый сейчас ФНС России реестр майнеров — это лишь первый шаг к учёту. На практике доходы от майнинга маскируются под другие виды деятельности, а единого ОКВЭД для него до сих пор нет. Даже по итогам сдачи деклараций за 2025 год, как признаёт тот же Николай Шульгинов, данные не будут репрезентативными.

Политически выигрышной стратегией могло бы стать не пассивное ожидание мифических налогов, а активное формирование цивилизованного индустриального кластера. Логично, наконец, доделать многочисленные хакасские промпарки и инициировать создание хотя бы одной энергоэффективной площадки с обязательным технологическим присоединением по промышленным тарифам, прямыми контрактами с «РусГидро» и жёстким требованием полной налоговой прозрачности. Это превратило бы «серых» майнеров региона в легальных предпринимателей, создало бы первый опыт такого плана в России. Такой подход был бы прямым откликом на призыв Шульгинова «доработать майнинг, чтобы он шёл на пользу стране». Тогда в партнерстве с федеральным центром мы реально можем стать пилотным регионом по созданию первой в России легальной, налогооблагаемой и технологичной отрасли цифровой добывающей промышленности.

Дмитрий Тортев, член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Госдумы.

От редакции добавим, что на территории Черногорска действует промышленный майнер, одно из подразделений компании «Интелион», к чьей деятельности возникают резонные вопросы об экономическом вкладе в город. Четких ответов пока не прозвучало, хотя заместитель министра экономического развития РХ Александр Мяхар и приоткрывал завесу тайны. При этом остается надежда, что путь промышленного майнинга для Хакасии лишь только начат и, как советует уважаемый эксперт, мы сможем сформировать полноценный кластер и получить вменяемый эффект для республики.

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x