Член экспертного совета Верховного Совета Хакасии Андрей Тенишев в своем телеграм-канале высказал мнение о действиях Минпромторга России.
Андрей Тенишев пишет: «Минпромторг активно продвигает законопроект «о национальной полке». Несомненно, что разумный государственный протекционизм никто не отменял, и министерство, безусловно, преследует благие цели повышения технологического суверенитета и сокращения импортозависимости. Поддерживать отечественных производителей в условиях санкционного давления нужно и должно.
Весь вопрос — как и какой ценой.
Разработчики законопроекта пошли, казалось бы, простым и понятным путём: они пытаются создать механизм принудительного квотирования продаж отечественных товаров.
Но при этом не учтены масштаб и роль современного ритейла в экономике России. Доходы non-food ритейла скоро будут сопоставимы с доходами федерального бюджета. Конечно, при таких обстоятельствах заманчиво переложить бремя поддержки отечественного производителя на торговлю.
Но неаккуратное регулирование в столь значимой сфере может привести к возникновению значительных системных рисков.
Реализация закона, если он будет принят в такой редакции, может спровоцировать существенные негативные последствия.
По консервативному сценарию падение выручки офлайн-ритейла может составить до 5%, а онлайн-торговли — до 3%. С учётом накопительного эффекта такое падение, начиная с 2027 года, может превысить 6%.
Для потребителей это — снижение покупательной способности из-за роста цен на 1–3% сверх базовой инфляции ежегодно.
Отрицательный мультипликативный эффект для смежных секторов оценивается ещё в 1,5–2 триллиона рублей.
Ключевым риском при этом станет перераспределение потребительского спроса из легального крупного ритейла — основного налогоплательщика — в сегменты с низкой налоговой эффективностью и теневой оборот.
Все эти факторы могут привести к существенному выпадению доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных фондов.
Прогнозируемое выпадение доходов учитывает не только прямое сокращение оборота, но и снижение налоговой эффективности из-за миграции спроса в сегменты со специальными налоговыми режимами, низкой налоговой эффективностью и в теневой оборот.
Совокупный ущерб для бюджетной системы по разным оценкам может составить от 3,75 до 5,75 триллионов рублей за 5 лет, а общий ущерб для экономики может достичь 17,3–23,1 триллионов рублей.
При этом потенциальные выгоды производителей и поставщиков будут носить точечный характер и не компенсируют наносимый ущерб. На каждый рубль выгоды для узкой группы производителей экономика и бюджет будут терять от 3,7 до 7,4 рублей.
Дорогая получится помощь, и потенциальная польза явно несоизмерима с системным ущербом».

