После прямой линии Владимира Путина, как правило, люди при высоких должностях пишут в своих каналах о справедливости высказываний гаранта Конституции и о том, что они увидели особенного в речи президента. Наблюдать за этим очень интересно, так как видно, как политики, пользуясь случаем соприкосновения с главным в стране, проводят в общество свои концепции и устремления. Среди хакасского бомонда нас больше всех заинтересовали высказывания главы Абакана Алексея Лемина.
В тот же день, когда проходила прямая линия Владимира Путина, на страницах СМИ «Пульс Хакасии вышла публикация Зачем оппоненты делают из Алексея Лемина политического лидера? В ней мы отметили то, что волей случая Алексей Викторович становится фигурой республиканского масштаба, как минимум ему в этом сильно помогают оппоненты единороссов, устроившие массированную информационную атаку на мэра Абакана. Похоже, что Алексей Викторович не против такого расклада и сделал шаг дальше.
Глава Абакана пишет на своих страницах в социальных сетях: «Президент России, отвечая на один из вопросов на прямой линии о создании инновационного кластера Ангаро-Енисейского региона, отмечает, что наш регион – очень перспективный…Уверен, что для Абакана такой проект создаст тоже очень хорошие перспективы, в том числе – инвестиционные. Наукоёмкие производства интересуют талантливую молодёжь всей страны, и Абакан благодаря этому проекту получит доступ к новой интеллектуальной среде и технологиям и может стать одним из интеллектуальных и кадровых центров проекта…
Транспортное и энергетическое обеспечение потребностей кластера однозначно потребует модернизации сопутствующей инфраструктуры. Абакан как столица региона-участника может получить дополнительные инвестиции в логистику, энергетику и телекоммуникации, что улучшит качество жизни и создаст благоприятные условия для всего местного бизнеса. У Абакана с таким проектом появится отличный шанс на качественную трансформацию городской экономики».
И вроде бы все красиво здесь и правильно, если не учитывать самого главного. Ангаро-Енисейский кластер — это совсем не про Абакан. Во-первых, мы уже отмечали, что все основное движение по развитию кластера сейчас идёт далеко не только от Абакана, но и от республики в целом. Мы с каждым месяцем все больше отстаем от этого процесса.
Во вторых, о том, что наши вузы после посыла президента включатся процесс слияния с Ангро-Енисейским кластером. Мы и здесь опоздали. Речи про Абакан и вузы Хакасии пока нет. Пока мы мечтаем, в Красноярском крае уже кипит работа. С 2026 года в Красноярске начнет работать научно-технологический кластер, специализирующийся на глубокой переработке редких и редкоземельных металлов. Он станет частью инновационного центра «Долина Менделеева». Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева и СФУ выступили инициаторами создания этого центра. Он будет играть важную роль в развитии кластера переработки цветных, редких и редкоземельных металлов в Ангаро-Енисейском регионе. В структуру центра войдут площадки в Москве и Красноярске, а также технопарк около Минусинска.
В-третьих, логистика и то, что Абакан получит возможности для логистики, энергетики и прочего в рамках Анагро-Енисейского кластера. Согласно различным источникам, в кластер уже планируют войти ведущие компании страны. «Росатом» собирается производить катоды и аноды, «ОК РУСАЛ» — поликристаллический кремний, развивать дата-центры в Усть-Илимске и заниматься 3D-печатью из алюминиевых порошков. «Роснефть» намерена перерабатывать руду из Томторского месторождения в Якутии. Также в числе участников — «Ростех», «Норникель», «Трансмашхолдинг», УГМК и «Росхим». Уже известно о создании проектного офиса, который разместят на базе инновационного центра «Долина Менделеева» в Красноярском крае. На подготовительные работы планируется выделить 320 млн рублей.
То есть всё это уже работает, но — далеко от нас. Распределены роли, компании начинают производство, ученые ведут разработки, пошли первые транши денег, но все мимо Абакана и Хакасии. Думается, что при таком темпе развития событий Хакасии останется участь по добыче руды или первоначальной обработке. Вывоз, к примеру с территорий Ширинского, Усть-Абаканского района, будет идти по федеральной трассе в обход Абакана. Горькая права, но, именно так пока видится.
В-четвертых, если даже брать высказывания Сергея Шойгу и Александра Усса о создании нового города и развитии кластера с помощью Хакасии, речь все равно идёт или вокруг обсуждения максимум хакасского Саяногорска или красноярского Минусинска.
К чему всё это? К тому, что если бы Алесей Лемин был простым мэром провинциального города, пусть региональной столицы, то повестка Абакано-Енисейского кластера выглядит слишком натянуто. Значит, во всем этом есть другой, более глубокий смысл. В строках Лемина про кластер, научный центр и общее развитие инфраструктуры прямо веет подходом республиканского уровня. Само по себе решение вопроса такого уровня находится не в муниципальной иерархий, а в губернаторской ветви. Получается, что глава Абакана хоть и скрыто, но демонстрирует свои политические намерения, как минимум это выглядит вполне логичным.
Так или иначе, но разговоры о том, что в Хакасии сменится глава региона, имеют уже почти постоянный характер. Они иногда лишь затухают, но неизменно возобновляются с новой силой. Хотим мы того или нет, но, как только приближаются важные выборы, а в 2026 это выборы Госдумы, разного рода политологи начинают сватать Валентина Олеговича на другое место работы. А это значит, что любой политик, даже потенциально примеряющий себя на роль губернатора, пытается увеличить свой политический вес, прямыми ил скрытыми послами показать свои амбиции, войти в пул возможных кандидатов.
При этом стоит отметить, что некоторым политикам, особенно тем, кто четко ассоциируется с конкретным муниципальным образованием, сложно перейти на другой уровень. Как может на Лемина смотреть Администрация Президента, которая, вне всякого сомнения, держит на особом контроле столицу любого субъекта страны? «Ты нам нужен на этом месте, ты хорошо справляешься, периодически входишь в число лучших мэров страны, работай и дальше».
А душа политика в самом расцвете сил наверняка просит больших свершений. К тому же реформа местного самоуправления сильно меняет значимость мэра любого города. Мы все знаем, что народных выборов главы Абакана уже не будет, а глава региона теперь имеет право снимать мэров. Как быть? Идти выше. Показывать, что готов к другому уровню — создавать образ не муниципального управляющего, а человека республиканского значения, столбить широту концепций в СМИ.
Конечно, это лишь теория, но точно не лишенная смысла. Каждый солдат мечтает быть генералом — практически аксиома для любой системы власти и служения. Пусть так, мы думаем, что конкуренция всегда на пользу.
К тому же, какой бы далекой от развития Абакана не выглядела концепция Ангро-Енисейского кластера, мы искренне поддерживаем Алексея Викторовича в этом и от души говорим: так держать! Да, мы опаздываем по разработке редко-земельных металлов, да, нас в этом глобальном процессе атакует красноярский капитал, но в том и дело, что для отстаивания интересов республики значимым политикам стоит объединяться, максимально приближать к нам повестку редкоземельных металлов, отвоевывать наши позиции, перестать быть печальными наблюдателями.
Может, от того, что Алексей Лемин проявляет губернаторские амбиции, будет гораздо больше пользы, чем от того, как это делает другой единоросс — Сергей Сокол. Как минимум прямой конфронтации между главой Абакана и главой Хакасии не было. Были спорные вопросы, но при этом всегда вполне интеллигентный диалог. В части развития нашей экономики, промышленности и направления редкоземельных металлов, которое способно дать так не хватающие нам миллиарды, Лемин не конкурент Коновалову, а его помощник в общем деле — развитии республики.
Александр Рыков


