Из последних информационных событий Хакасии привлек внимание спецвыпуск телеканала «Юг Сибири», где сошлись лидер фракции КПРФ в Верховном Совете Валерий Старостин и лидер фракции ЛДПР Михаил Молчанов.
Напомним, тема их дискуссионной схватки — закон, отменивший в республике сельсоветы и установивший на её территории одноуровневую систему муниципальной власти. Да, на него наложено вето главы Хакасии и Верховный Совет пока ещё не предпринимал попыток его преодолеть. Именно поэтому и без того уже достаточно наломанные из-за того закона копья продолжают интенсивно ломаться. Свидетельством тому стала схватка в эфире между представителями КПРФ и ЛДПР. И как уже отметил в своём телеграмм-канале заместитель министра экономического развития Александр Мяхар: «Диалог Старостин — Молчанов вышел сбалансированно-эмоциональным и интересно-аргументированным. Лично я получил даже эстетическое наслаждение от этой программы и не удержался от того, чтобы позвонить Александру Тимофееву (ведущему) и сказать спасибо за такой формат».
Согласимся с такой оценкой. Редкий случай — принципиальные оппоненты, ведя спор, обошлись без склоки, волнений и некрасивых жестов. Но спор всё-таки был. Мы в нём заняли сторону Валерия Старостина, отстаивающего право людей на народную власть в лице сельсоветов. Михаил Молчанов настаивал на жизни без сельсоветов, аргументы за и против были высказаны, поэтому сразу к выводам.
Для лучшего понимания уберём из состоявшегося разговора человеческий фактор вроде «хороший глава сельсовета или, наоборот, плохой» (они бывают разные). Проигнорируем ангажированные утверждения в стиле: «Коммунистам борьба за сельсоветы нужна лишь ради выборов в Госдуму 2026 года» (ровно то же самое можно сказать и про единороссов). И в остатке получим тот факт, что мы не услышали главного. А именно: откуда у предполагаемых муниципальных округов появятся деньги на содержание сельсоветов, если денег в принципе нет? Да, вместо 15 адресов Минфин станет отправлять бюджетные средства на один, но при этом их объём будет тем же самым. В чём разница? В том, что теперь главы округов смогут часть денег придержать, если кто-то будет себя плохо вести? А то и вовсе забыть о существовании «мятежной» деревни, как это неоднократно проделывали в Ширинском районе? Это один момент.
Второй заключается в пресловутой экономии средств. Да, в одноразовом варианте такое сработает, когда будут отменены выборы главы депутатов сельсоветов. Но при этом сторонники одноуровневой системы упорно доказывают, что всё останется, как прежде, за исключением присутствия в кресле не избранного главы, а назначенного сверху руководителя. То есть сельская администрация работает в прежнем составе, на ту же зарплату, исполняет те же функции. Добавьте к тому расширенный штат администрации округа, которой придётся заниматься делами мелких деревень, что ранее находились в зоне ответственности сельсоветов. И отсюда вопрос: где экономия и эффективность управления? Само собой, глава муниципального округа одним росчерком пера сможет менять своих наместников на местах, если те начнут выходить из повиновения. Ну, так это диктат, а не эффективность управления. Есть принципиальные главы сельсоветов, которые ради своих территорий идут на конфликты с главами районов и решают многие вопросы напрямую с правительством республики, потому что иначе ни одну проблему не сдвинешь.
И правительство этим главам помогает, из-за чего в адрес Валентина Коновалова возникают обвинения в предвзятости по отношению к лояльным и нелояльным территориям. Но это сказка на простачка. В государственном управлении не работает система распознавания «свой-чужой». Здесь все наши, так что каждый получает по закону и по достигнутым результатам. Проявили инициативу, сдвинули вопрос с мёртвой точки — получите дополнительную помощь. Только так и никак иначе. Хотя в демонстрируемой логике, скажем, главы Усть-Абаканского района Елены Егоровой, её сельсоветы уже давно поделены на «своих» и «чужих» со всеми вытекающими отсюда результатами. Чему яркое свидетельство печальная история Анны Мадисон, возглавлявшей Расцветовский сельсовет. А представьте, что будет, когда Егорова станет в муниципальном округе владычицей морскою!
Поэтому если Молчанов кого-то и убедил, так лишь самого себя и своих сторонников. Ну, а вопрос: «Останутся в Хакасии сельсоветы или нет?» по-прежнему числится открытым…
Константин Обеленский



Но Путин оставил этот вопрос на усмотрение регионов. Что наши депутаты не понимают, что горячее с мягким нельзя смешивать. Или их подобострастие уже потеряло всякие границы?