Близится занавес очередного политического года в Хакасии. Несколько лет к нам приковано внимание экспертов, и то и дело возникают новые версии того, что нас ждёт в следующем году.
Очередная конспирологическая теория, как червь, точит систему управления изнутри. Речь идёт о том, что Сергей Сокол якобы рассказывает при личных встречах с акторами политической жизни. Свечу при таких разговорах никто не держал, но суть передается от одного к другому. На самом деле нового там мало — старая песня о главном. Якобы Сокол получил в Москве всевозможные мандаты, одобрения, индульгенции и в следующем году вновь вспыхнет звезда над его головой и он будет назначен и.о. главы Хакасии. Дальше — больше, что и выборы потому пойдут по безальтернативному сценарию, в связи с чем надо во чтобы то ни было или присягнуть царю, или сгинуть под мощью его гнева и мщения за нанесенные обиды.
Крайне сомневаемся, что именно так говорит Сокол, хотя что ему остается делать, чтобы хоть как-то поддержать имидж федерального политика. Как говорилось уже неоднократно, поезд демонстрации силы давно ушел. Люди верят реальным делам, а вот с ними у «Единой России» беда. Хотя и оппонентов, справедливости ради, тоже не густо, но об этом чуть позже. А сейчас заострим внимание на том, что теория «Сокол-глава», не выдерживающая разумных аргументов, основанных на его антирейтинге, все равно делает своё черное дело. Живет и просачивается в умы.
Среднештатный чиновник — по сути своей тот, кто держится за своё место и, когда чувствует ветер перемен власти, даже еле уловимый, сразу пытается расширить свою опорную точку под несколько стульев. В итоге в системе создается напряжение, а в отдельных моментах даже блокировка решения задач.
Бороться с таким явлением непросто. Заверения в том, что Валентин Олегович как «народный губернатор» народ не бросит и не соблазнится на предложения вроде перехода в Госдуму или ещё куда, работают слабо. Потому что это слова против других слов. Реальной поддержкой главы и всей системы могут быть дела на развитие республики каждого члена правительства, его рвение за счастье народа, применение передовых технологий и прорывных проектов. В некоторых министерствах так и происходит, но, в силу общего политического противостояния двух ветвей власти и сложной экономической ситуации, тонет в общей массе.
Источником вдохновения и железобетонным аргументом правильности выбора народа мог бы стать Черногорск. Долгие годы он находился под властью единороссов, каких-то ярких успехов не показал, а напротив — «сильно устал» от размеренности образца Василия Васильевича. И вот, казалось бы, глоток воздуха. Яркая выборная кампания Елены Гопиной, усиление её главой республики, непростая, но тем ещё более сладкая конкурентная победа. А что дальше? Ощущение, что почивание на лаврах. Мы уже писали про то, что Черногорск поствыборный откровенно разочаровывает.
Вроде бы есть крепкий управленец Манук Данданян, на экономический блок поставили человека серьезным опытом Евгения Попова, но именно экономики и управления практически не видно. Да, есть Елена Эрнстовна, то тут то там посещающая мероприятия, но кроме того, что она хорошая женщина, из публикаций про эти мероприятия подчеркнуть что-то ещё сложно. А так как в выборах участвовал глава Хакасии, возникает иллюзия, что именно по Черногорску можно мерить всю его мощь. Аналитики прекрасно понимают, что у главы своя сфера ответственности, как и у правительства, поддержка совершенно не означает того, что глава республики начнет работать за главу города. Но для обывателя это все не совсем работает. И когда умелые политтехнологи это понимают и подбрасывают в эту концепцию свои смысловые нарративы, получается кумулятивный эффект. Если в Черногорске нет видимых изменений, то, может, потому что его просто все бросили, а Сокол прав? Конспирологическая теория смены главы хоть и стара как мир, но с учетом Черногорска начинает играть совсем иными красками.
Победив на выборах, Гопина и её команда должны были работать не просто вдвойне, а втройне. Не просто «как могут», а выше своих сил, потому что надо доказать правильность выбора народа, отказавшегося от ставленника единороссов, потому что никак нельзя подвести главу республики и его команду, ведь именно они в большей части и обеспечили победу в Черногорске. Чувствуете разницу: не успокоиться и сесть сложа ручки, а пахать сверх своих и возможностей.
Как-то наши коллеги по информационному цеху выдали материал о том, что в Черногорске начались перемены, но ничего кроме смены мебели к кабинете главы города в тех изменениях не увидели. А разве кто-то ожидал другого? Всего пару сотен голосов уступил в итоге на выборах оппонент Елены Гопиной из «Единой России». Большинство в Совете депутатов угольщиков остается единороссовским, Сокол получил очередной унизительный щелчок по носу поражением партии на выборах главы города. Разве кто-то думал, что о Черногорске политики забудут? Или не будут раз за разом натягивать проблемы города угольщиков на концепцию всего правительства? Будут и ещё как будут, особенно в свете предстоящих выборов в Госдуму следующего года.
Поэтому слабая управленческая траектория Черногорска, где сегодня сложно разглядеть центр принятия решений, становится архиважной в общей концепции всей республиканской политики. Маловероятно, что за оставшиеся три недели текущего года принципиально что-то изменится. А вот то, что это перейдет в следующий год и принесет немало политических проблем при вялом отношении к понимании ответственности перед всей республикой, совершенно точно.
Александр Рыков


