Понедельник, 8 декабря, 2025
ДомойКультураКак «Нить времени» соединила в Хакасии времена и культуры

Как «Нить времени» соединила в Хакасии времена и культуры

-

Хакасские дизайнеры одежды вновь показали себя во всей красе. Всего лишь в марте этого года в Фонде развития Хакасии, которым руководил тогда Александр Мяхар, состоялась первая выставка коллекций одежды от наших кутюрье, позволившая им понять, что искусство их востребовано и интересно. Тогда в конференцзале Фонда развития республики было создано единое пространство, в котором было показано, что создание одежды — это не только хобби, но и интересный бизнес, который нужно развивать и популяризировать.

И вот, спустя небольшой промежуток времени, жители Хакасии смогли оценить новые коллекции одежды и украшений, созданные мастерами, на показе мод в Хакасском национальном краеведческом музее. Он состоялся шестого декабря в зале каменных изваяний музея и позволил увидеть, что развитие индустрии красивой и брендовой одежды за это время приобрело другой характер — сегодня наши кутюрье консолидировали свои силы и с успехом могут заниматься продвижением коллекций самостоятельно. Это впечатляет.

Впечатляет и правильное оформление показа — в музее произошла не просто выставка модной и современной одежды, это стало ещё и путешествием во времени, показавшем коллекции разные — те, что идут от истоков и плавно перетекают в мир современности. Организаторам — профессиональному сообществу «Соляр — индустрия моды в Хакасии» и Хакасскому краеведческому музею удалось сделать событие уникальным. Они соединили прошлое, настоящее и будущее Хакасии не только своеобразной «Нитью времени» — так назывался общий показ, — но и показали этот диалог эпох в камне и ткани. Но и не только. Здесь же говорили между собой не только древние изваяния и фэшн-образы, но и хакасские мотивы и старорусские традиции, дополненные ювелирными репликами украшений.

Были представлены девять коллекций хакасских дизайнеров, объединённые культурным кодом. Да, они были совсем разными, но национальная идентичность людей, живущих в республике, была представлена в каждой из них.

Например, коллекцию «Соляр» дизайнера Татьяны Штань объединило солнце — ведь в Хакасии 317 солнечных дней в году. По словам Татьяны, солнце вдохновляло её во всём, и коллекция стала определённым художественным вымыслом, размышлениями, ассоциациями с родным краем. Кстати, коллекция принимала участие во всероссийском конкурсе промышленного дизайна одежды, получила высокие оценки, была названа лучшей в десятке лидеров среди 270 участников.

Очень впечатляющим получился совместный показ SHTAN и УМАЙ, в котором объединились два кутюрье. Татьяна Штань представляла новогодние модели, а Анастасия Басангова – ювелирную коллекцию. Но просто «ювелирными» украшениями работы Анастасии назвать сложно. Это копии, или, как сейчас говорят, реплики, археологических артефактов — украшений, найденных на территории Хакасии. Бронзовые ножи тагара, скифские олени, подвески, височные кольца, многое другое — оригиналы украшений сейчас можно увидеть во многих музеях мира. И конечно, эти ювелирные изделия, все до одного, уникальны. Идея создать такие реплики у мастера зародилась давно.

«Когда я рассказывала туристам о ценности культуры древних веков, многие удивлялись и спрашивали, где можно их приобрести. Так появилась идея воссоздать оригиналы археологических артефактов», — рассказала Анастасия Басангова.

Кстати, её работы не просто воссоздают оригиналы археологических находок, сделанных на территории юга Сибири в разные эпохи, но и изготавливаются из тех же материалов, которые использовали древние люди. Основной материал – бронза. Он легко плавится, достаточно доступен. Около трёх тысяч лет назад люди научились создавать «псевдозолото», добавляя в состав больше латуни.

И, несмотря на всю их древность, украшения коллекции Анастасии Басанговой удивительно сочетаются с современной одеждой.

На показе много говорили о том, что же такое культурный код. Истина — это не одежда, не дизайн, не украшения. Это мы, каждый по отдельности и все вместе. Это то, что и как мы делаем.

Поэтому практически все работы мастеров имели отсылки к классической национальной одежде — воротники, рукава, пого — дизайнеры использовали многие методы. Даже современные материалы и фасоны перекликались с этой классикой. Например, коллекция Ольги Ботиной «Земля матери» изготовленная из крапивы и льна, или Татьяны Сагатаевой «Солцеворот. Эхо предков», и «Коллекция басок» созданная студентами ХГУ, в ТОО «Шаг за Шагом» «ПРОДизайн» отличались аутентичностью — хакасские узоры, пошив, другие детали — всё это было использовано. Татьяна Сагатаева создала очень удачную коллекцию, удобные современные трикотажные платья и даже спортивные костюмы, украшенные хакасской вышивкой, зазвучали очень органично. Огромный интерес вызвали и новогодние капсулы Оксаны Горняк, коллекция Kernel — ведь скоро праздник, и хочется быть не только нарядным, но и оригинальным.

Фурор вызвал показ коллекции «Русская мозаика» Черногорской швейной фабрики. Настоящие русские красавицы в кокошниках, ярких нарядах — красных, синих, белых, украшенных орнаментом, созданные в разных стилях российских регионов! Это было очень здорово!

И всё это так ладно устраивалось в основной посыл показа.

«Нить времени» объединила не только времена — она объединила всех в нашей многонациональной республике. И это правильно!

Устроители показа благодарят творческое объединение обучающихся ХГУ им. Н.Ф. Катанова «Шаг за Шагом», Модельное агентство «Академия красоты и талантов», Проект «ПОДИУМ» Софьи Рыхтиковой, основателя сообщества новых возможностей «Персона Грата».

Мария Орлова

Пульс Хакасии в telegram
erid: 2SDnjeK4T8K

1 КОММЕНТАРИЙ

Подписаться
Уведомление о

1 Комментарий
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Зануда
4 часов назад

Только в пульсе читаю материалы о моде, это интересно. Хочется больше читать про это

1
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x