Приятных поводов, чтобы отметить что-то и поздравить хороших людей с событием или датой, с которым связаны общие воспоминания, в российском календаре пруд пруди. И всё же 1 декабря для уважаемых ветеранов политики Хакасии — особенный день. 24 года назад с легкой руки и по товарищеской просьбе Сергея Шойгу к своему другу Виктору Преловскому в республике заработало партийное отделение «Единой России». С тех пор мы видели разных партийных руководителей ЕР, все они работали на укрепление и шли на выборы одной командой. Но вот спустя почти четверть века мы можем сделать вывод, что в лагере единороссов царит совсем не праздничное настроение.
Политику, хочет он того или нет, необходимо постоянно демонстрировать публике заразительный оптимизм, излучать уверенность, подчеркивать, что вот он-то точно знает, как и что сделать, а ведомая им партия — несокрушимая сила, не знающая поражений. Вот в таких лучезарных тонах поздравил нас с 24-й годовщиной со дня образования правящей в РФ партии секретарь реготделения ЕР Сергей Сокол. Не забыл обязательную «объединяшку»: «За эти годы мы проделали огромный путь, работая в интересах нашей страны и республики».
Вот здесь позвольте вас поправить, уважаемый секретарь парторганизации. Вас тут даже в проекте не было, когда «мы» создавали, направляли, укрепляли, продвигали партию. Под «мы» подразумеваются отцы-основатели Хакасского отделения ЕР Виктор Преловский, Владимир Штыгашев, Сергей Шойгу, лично следивший за становлением новой партии в республике. Далеко не сразу люди поверили в политическое будущее «Единой России». Но как только партия превратилась в жестко выстроенную федеральную структуру с широкими возможностями, так энтузиастов стали менять прагматики-карьеристы. Видя растущее влияние «Единой России», спустя 7 лет после её образования, становится убежденным единороссом и наш председатель Верховного Совета РХ.
Следуя чудной кривой своей судьбы, поматросив кучу сибирских регионов, Сергей Сокол объявился в Хакасии. И поначалу партийцы поддались столичному обаянию улыбчивого технократа. К тому же наслышаны были о его успехах в Красноярском крае и Иркутской области. Вот только оказалось, что обеспечивать партии электоральный результат Сокол может, когда в регионе зачищена «поляна» и технически ослаблены другие партии. Сам он до Хакасии не рисковал бороться на одномандатных выборах, титанических усилий и денег стоила его победа на выборах Госдумы в республике. Особо его дальнейшая миссия не скрывалась — снести «несогласованного» губернатора от КПРФ.
В жестких конкурентных выборах Сокол потерпел унизительное поражение. Пилюлю подсластили постом председателя заксобрания. Надо полагать, что обозленный таким положением вещей Сергей Михайлович в «старой гвардии» видел заговорщиков и предателей. Как итог — партийные чистки и маленький пул лично преданных приближенных. Итог пошире и похуже — обрушение горизонтальной сетки ЕР, бегство функционеров на местах и переход несогласных к коммунистам. Провал выборов главы в Черногорске, конфликт с местным городским отделением ЕР только укрепили репутацию Сокола как разрушителя устоев партотделения.
К почти четверти века «Единая Россия» в Хакасии подходит в ослабленном состоянии, с сомнительным лидером-варягом с комплексом вечного кандидата на ВДЛ. А впереди выборы в Госдуму.
Сагай Лом

