Как и в любом другом деле, при анализе ситуации того, что есть и что будет впереди, не стоит быть излишне оптимистичными, но в то же время нельзя и посыпать голову пеплом. Традиционно ноябрь становится важным месяцем в году, потому как подводятся итоги достигнутого и принимаются проекты того, по какому пути пойдет республика дальше.
Бюджет — в этом слове заключено огромное количество понятий, формул, цифр и даже поводов для политического раздора или объединений. Наша редакция внимательно проанализировала высказанное на публичных слушаниях проекта закона о бюджете и взяла за основу официальную информацию органов власти — финансового и экономического блока.
Сразу стоит отметить, что просто не будет. Бюджет 2026 года, как и бюджет 2025 года, будет исполняться в сложных экономических условиях, в которых есть риски недопоступления собственных доходов, прежде всего налога на прибыль организаций, в запланированном размере.
Но также сразу стоит обратить внимание и на то, что в нашем Сибирском федеральном округе сложно практически всем. Принятие бюджетов в сибирских субъектах проходит преимущественно с дефицитом, который в части регионов больше, чем в прошлом году. На самом деле мы мало чем отличаемся от соседей.
Наши показатели на 2026 год, исходя из доклада на публичных слушаниях министра финансов Игоря Тугужекова: доходы – 63 млрд 273 млн рублей; расходы – 70 млрд 345 млн рублей, итоговый дефицит – 7 млрд 72 млн рублей.
При этом одно из самых важных в бюджете то, что он сохранят социальную направленность. Около 70% расходов будут направлены на социальную поддержку, здравоохранение, образование, культуру, спорт, а также на софинансирование национальных проектов, госпрограмм Российской Федерации. Игорь Тугужеков особо подчеркнул, что «расходы бюджета предусматривают выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, предусмотренных действующим законодательством, в том числе предусмотрены расходы на поддержку участников специальной военной операции и членов их семей. Кроме того, проектом бюджета предлагается проиндексировать социальные выплаты отдельным категориям размера оплаты труда».
Давайте посмотрим на структуру бюджета: в части доходов Минфин возлагает надежду на поступление в объеме 63 млрд 273 млн рублей, в том числе: безвозмездные поступления – 17 млрд 433 млн рублей, налоговые и неналоговые доходы – 45 млрд 840 млн рублей.
Начнем с первого блока — безвозмездные поступления. Речь здесь идёт о том, что нам предоставляет Федерация. В разные годы пропорция этой суммы варьировалась, но практически 10 лет остается в коридоре 25-33% в общей суммы. При этом уже неоднократно отмечалось, что именно при работе правительства Коновалова эта часть увеличилась. Как отметил министр финансов, правительством Республики Хакасия, помимо привлечения федеральных средств, ведется работа по списанию задолженности по бюджетным кредитам. С начала этого года Правительством Российской Федерации уже списана задолженность Республике Хакасия в общем объеме 1 млрд 623 млн рублей. А бюджетное прогнозирование на следующий год учитывает освобождение от погашения 2/3 задолженности по бюджетным кредитам до конца 2029 года. Стоит сказать, что это очень важно, потому как высвобожденные финансы не просто останутся в регионе, а будут целевым образом направлены на аварийное жилье, ЖКХ, поддержку в рамках СВО, усиление программ поддержки промышленности.
Министр экономического развития Роман Ковтун отмечал, что в 2025 году Хакасия продолжает участвовать в 12 национальных проектах, в рамках которых реализуется 41 региональный проект с объёмом финансирования около 6,9 млрд рублей, из которых свыше 5 млрд рублей средства федерального бюджета. Министерствами и ведомствами проведена работа по привлечению на 2026 год средств федерального бюджета более 5 млрд рублей на реализацию мероприятий региональных проектов, и эта цифра предварительная, работа продолжается.
Также надо понимать, что в следующем году необходимо повышать заработную плату работникам бюджетной сферы, на что в 2026 году предусмотрены средства в размере 4 млрд 274 млн рублей. При этом финансовым и экономическим блоками правительства республики ведется работа с федеральными органами власти по привлечению нецелевой финансовой помощи. В результате в проекте федерального закона о бюджете на 2026 год Хакасии распределена нецелевая финансовая помощь в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, а также на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в размере 7 млрд 350 млн рублей, что на 1 млрд 30 млн рублей больше, чем в текущем году.
Кроме того, на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы муниципальных образований республики, получающим минимальный размер оплаты труда, а также относящимся к «указным» категориям работников в республиканском бюджете предусмотрена дотация местным бюджетам – на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели в размере 878 млн рублей.
Дело хорошее — повышение заработной платы, но где взять средства? Как уже отмечено выше, от планомерной работы с федеральным центром, а также из реальных секторов экономики.
Переходим ко второму параметру наполнения бюджета: налоговые и неналоговые доходы. Основные источники здесь остаются традиционными для Хакасии: налог на прибыль организаций (33%), налог на доходы физических лиц (30%), акцизы (16%) и налог на имущество организаций (7%). Эти четыре налога из года в год, по словам министра финансов Хакасии, обеспечивают поступление более 80% собственных доходов.
Именно в этом компоненте ломаются основные политические копья, здесь зарыт основной пессимистический посыл, что прогноз по налогам будет неверный и их будет гораздо меньше. Насчет верности прогноза можем согласиться — экономика в принципе живой организм, но в то же время прогноз бывает некорректен в разные стороны. Так, на публичных слушаниях Игорь Тугужеков приводил четкие цифры, говорящие о том, что несколько лет поступления по налогу на прибыль были гораздо выше прогноза Налоговой службы.
Здесь скорее надо относиться к цифрам, как определенному ориентиру, и в это время неустанно трудиться над максимально возможным пополнением казны. И правительство Валентина Коновалова это делает. Впечатляет пример от министра финансов по работе с крупнейшими налогоплательщиками региона по наращиванию доходной базы, где в текущем году на территорию республики удалось привлечь одного из крупнейших сервисных операторов промышленных грузоперевозок. В результате, начиная с марта текущего года, дополнительные поступления по налогу на прибыль организаций в республиканский бюджет составили 885 млн рублей. Было бы отлично, если бы критики бюджета и представители законодательной власти приводили подобные примеры своего труда. Мы все чаще и чаще слышим о том, что необходимо диверсифицировать экономику, расширять производства, на что у министра экономического развития Романа Ковтуна были представлены аргументы. «Наша цель — это диверсификация экономики и уход от сырьевой зависимости, и для этого предпринимаются конкретные действия с нашей стороны», — подчеркнул Роман Ковтун.
Успехи достигнуты в развития малого и среднего бизнеса. За последние годы наблюдается рост количества субъектов предпринимательства. По итогам 9 месяцев 2025 года в республике 18,5 тыс. субъектов бизнеса, это на 4% или на 780 субъектов МСП больше, чем год назад. Особо стоит отметить, что по приросту количества МСП в 2025 году Хакасия опережает показатели РФ (на 1,4 п.п.) и СФО (на 1,7 п.п.) и находится на 13-м месте в РФ и на 2-м месте в СФО.
При этом все мы понимаем, что новые налоговые меры федерального уровня (дорогие кредитные ресурсы, введение НДС для плательщиков УСН) в следующем году могут значительно изменить ситуацию. Этим ужесточения мы изменить не можем, но способны подготовиться и подставить республиканское плечо поддержки: рефинансирование кредитов, выданных по высоким ставкам (для этого в текущем году докапитализация Гарантийного фонда составила 50,5 млн рублей, до 2030 года докапитализация составит более 250,0 млн рублей); предоставление мер поддержки бизнеса приоритетных отраслей экономики.
Работа по поддержке МСП отражается не только в цифрах, к примеру по итогам года по спецрежимам общее поступление налога ожидается порядка 3 млрд, но бизнес — это люди. Численность занятых в сфере МСП по итогам 2024 года составляла 77,5 тыс. человек, а по итогам октября текущего года уже более 81 тыс. человек, то есть мы видим снова положительную динамику.
В этом году зафиксированы успехи в развитии туризма, которые дают повод для оптимизма на следующий год. Так, Роман Викторович отчитался о том, что за последние годы сфера ежегодно показывает стабильный рост всех основных показателей. Общий объем платных услуг по итогам 2024 года вырос на 19,4%. За 9 месяцев текущего года к аналогичному периоду прошлого года прирост уже составил 24,7%. По итогам года ожидается почти 2,5 млрд руб. (+733 млн. за два года). Аналогичные темпы прироста туристского потока. По итогам года ожидается рост показателя на 17%. Динамично растут и налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Хакасия от сферы туризма. В 2024 году поступило 535,1 млн руб. Поступления за 9 мес. 2025 года составляют 477,2 млн руб., прирост к аналогичному периоду 2024 года +25,2%. По итогам года прогнозируем 615,4 млн руб.
Еще один компонент, который безусловно служит мостом на следующий год, это индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года.
Важным направлением индивидуальной программы является развитие обрабатывающих производств, через льготное заемное финансирование, та самая диверсификация о которой неустанного говорят критики. В 2025 год Фонд развития промышленности республики пополнился на 400,0 млн рублей, до 2030 года докапитализация составит более 1,2 млрд рублей. В рамках программы планируется создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Хакасская технологическая долина». В 2026 году на создание ОЭЗ будет направлено более 350,0 млн рублей. Также речь идет и о развитии промышленной инфраструктуры республики – это создание и развитие промышленных парков, промышленных технопарков. Так, включая текущий и следующий год, вложения в развитие агропромышленного парка «Черногорский» составят около 0,5 млрд рублей.
Успехи туризма, кстати, тоже связаны с индивидуальной программой развития, по которой более 100 млн рублей в этом году направлено в туризм, в 2026 году сумма на туризм составит более 150 млн рублей. В рамках снятия инфраструктурных ограничений, тормозящих развитие бизнеса в 2025 году выделено 100 млн рублей, на 2026 год предусмотрено более 350 млн рублей. В целом прогнозируемый эффект от реализации индивидуальной программы выглядит как привлечение более 30 млрд рублей дополнительных внебюджетных средств и увеличении доходов бюджета.
В традиционной экономике республики ситуация с одной стороны тяжелая, угольная отрасль продолжает испытывать кризис, но все же и есть поводы для умеренного оптимизма. Они выражаются в индексе промышленного производства, который в 2025 году в сравнении с 2024 годом имеет положительную динамику. По данному показателю в рейтинге за 9 месяцев республика находится на 1-м месте среди регионов СФО и на 19-м в РФ. По добыче полезных ископаемых Хакасия также на 1-м месте в СФО и на 9-м в РФ.
Также в этом году настораживала динамика инвестиционных вложений в основной капитал, но по итогам 9 месяцев отрицательный показатель первого полугодия был преодолен. На сегодня министр экономического развития Роман Ковтун доложи о росте инвестиционной активности, который составил более 104%. Инвестиций вложено в экономику более 52 млрд рублей — и это вселяет надежду на дальнейшее развитие в 2026 году.
При этом опять следует отдельно подчеркнуть, что Хакасия не стоит на месте, не молится угольным и алюминиевым богам, а идёт по пути расширения экономики. Особого внимания достойны важные изменения в видовой структуре инвестиций: сократились инвестиционные вложения в добычу полезных ископаемых более чем на 40%, вместе с тем почти в 2 раза отмечен рост инвестиций в обрабатывающие производства, в том числе в производство пищевых продуктов – в 2,4 раза, производство металлургическое – почти в 2 раза, ремонт и монтаж машин и оборудования – в 1,5 раза. В электроэнергетике инвестиции выросли почти в 4 раза.
То с чем вообще никак не поспоришь, это сфера строительства, которая активно продолжает свое развитие, и все мы видим, что в городах дома растут как на дрожжах. Рост выполненных работ в строительстве за 9 месяцев составил около 130%. Темпы роста в жилищном строительстве несколько замедлились, но остаются высокими. За девять месяцев рост объемов жилищного строительства составил более 14 %. В эксплуатацию введено более 370 тыс. квадратных метров общей площади жилых помещений. Основной вклад внесен индивидуальными застройщиками. Дома строятся, потому что квартиры раскупаются, даже на этапе котлована, а это значит, что жизнь идёт, экономика работает.
С учетом высокой сырьевой зависимости экономики региона особым приоритетом является развитие обрабатывающих производств. Рост здесь примерно равен общероссийскому показателю, но все равно экономический блок правительства Валентина Коновалова нацелен на повышение темпов, за счет увеличения финансирования. В течение следующих трех лет планируется вложить в развитие промышленности более 5 млрд рублей (общая сумма федеральных и региональных средств) и реализовать более 80 проектов. Также следует отметить, что в бюджете 2026 на развитие отраслей национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства в 2026 году планируется направить 13 млрд 831 млн рублей; на сельское хозяйство предусмотрены средства в размере 1 млрд 318 млн рублей, в том числе 453 млн рублей (34%) – это непосредственная поддержка сельхозтоваропроизводителей; на поддержку транспорта и дорожного хозяйства 5 млрд 927 млн рублей.
В целом же, основным показателем, оценивающим развитие экономики региона, является валовой региональный продукт. Исходя из доклада министра экономического развития, следует указать на то, что с учетом динамики основных отраслей республики в 2025 году ВРП по оценке составит 428,5 млрд рублей и вырастет на 8,5%, а с учетом инфляции на 1,8%. В прогнозный период среднегодовой рост ВРП сложится на уровне 102,2%, что даже немного выше оценки ВВП России в 2025 году, который равен 101%.
Что в сухом остатке? Есть сложности, но и видна работа по их преодолению. Экономика, как живой организм, подвержена спадам, но в то же время открывает для нас новые ниши. При этом за всеми цифрами надо понимать суть органов государственного управления — человек. Мы начинали публикацию с того, что бюджет 2026 социально-ориентированный и завершим ее тем, что на социально-культурную сферу предусмотрено 45 млрд 774 млн рублей, что является большей частью всех средств казны. Власть заверяет, что все социальные обязательства перед гражданами будут выполнены.
Александр Рыков


