Итак, вчера в зале заседаний Верховного Совета случились публичные слушания по проекту бюджета Республики Хакасия на 2026 год.
Все, кто хотел, по этому поводу высказались, и только уж сильно ленивый не проехался по налогу на прибыль и не отпинал бюджет за его дутость, липовость и нереальность. Но при этом все просили, требовали, буквально вымогали у минфина деньги, которых в принципе нет. В результате участники слушаний и сами не заметили, как превратили республиканский бюджет в этакое лоскутное одеяло. И со стороны все наезды, требования и предсмертные завывания выглядели так.
Захотел, к примеру, глава Таштыпского района Николай Чебодаев свою долю финансов, оторвал лоскут с той стороны одеяла и присобачил к своему краю. В итоге там дыра, здесь нормально. Однако следом появляется заместитель главы Ширинского района Сергей Зайцев, отхватывает лоскут из самой середины и притаскивает его на свою сторону. В итоге уже две дыры, а в двух местах нормально. Далее появляется предпринимательский омбудсмен Василий Кудашкин и отхватывает пол-одеяла, чтобы закрыть всю кредиторскую задолженность по выполненным госконтрактам, и в итоге на месте бюджета не одеяло, а какая-то ветошь. Ну, и сверх того материализуется председатель бюджетного комитета Верховного Совета Валерий Марков и начинает причитания на тему — такой бюджет принимать нельзя, а то, если примем, про нас, депутатов, опять будут говорить, куда вы смотрели и зачем такой бюджет принимали.
Вот такая сюрреалистическая картина проявилась в ходе названных слушаний, хотя при этом все понимают: не принять бюджет они не имеют права. И как бы там ни плакали над своей горькой судьбой депутаты, муниципальные главы и все страждущие денег, бюджет республике нужен. Поэтому вы его хоть нарисуйте, хоть надуйте, хоть придумайте, но примите, потому что иначе республике, а вместе с ней и депутатам и главам, конец. Аксиома, не требующая доказательств. Это во-первых.
Если же идти дальше, во-вторых, будет то, что вы зря так ополчились на министра финансов Игоря Тугужекова. Кажется, нет грехов, в каких бы его не обвинили, хотя совершенно напрасно. И в доказательство, представьте себе, мы приведём слова председателя Верховного Совета Хакасии Сергея Сокола, которые он произнёс в мае 2024 года во время публичных слушаний по исполнению республиканского бюджета за 2023 год. Тогда наезды и претензии по содержанию были те же самые и обращены по тому же адресу. Сергей Михайлович буквально произнёс: «Это история не про Тугужекова, который, все знают, является просто кассиром. Это история про экономический блок правительства республики. Как сейчас всё происходит. Муниципальные главы приходят к министру финансов Тугужекову за деньгами, а тот их не даёт. А почему не даёт? Потому что министр экономического развития Ковтун их не заработал. А почему не заработал? С этим надо разбираться более глубоко…»
То есть вы понимаете ситуацию. Министр финансов Игорь Тугужеков деньги не зарабатывает, он их только распределяет. Но и то, что Сергей Михайлович пеняет на Министерство экономического развития, тоже в корне не верно. Как минимум потому как ему самому не мешало бы воплотить в жизнь свои предвыборные обещания по развитию экономики республики, доказать, что федеральные лоббистские способности у него не миф, а реальность. А также продемонстрировать умение руководить — где от экономического блока парламента реальная помощь в развитии той самой экономики? Конечно, зарабатывать средства для республики должен министр экономического развития Роман Ковтун вместе со своим коллективом, никто не спорит, и он это исправно делает.
Как быть с тем, что вопросов к нему как раз и не было на публичных слушаниях? Ни одного вопроса после его доклада. Роман Викторович доложил о развитии нескольких секторов, туризм вообще поражает воображение, потому как миллиарды рублей по приведенной статисте визитеры оставляют в республике. Привлечены деньги в рамках федеральных проектов. Кстати, в этом компоненте для полного анализа ситуации было бы неплохо и Минтранс заслушать, и Минэнерго… Но так или иначе, возвращаясь к пресловутом налогу на прибыль, все соглашаются, что это относится к недропользованию. А это значит, что настало время изменения подхода к промышленности Хакасии, приведение работы в этом направлении к стандартам Российской Федерации, а именно создания министерства промышленности.
Почему именно промышленности? Потому что ни сельское хозяйство, ни туризм, ни креативные индустрии, ни ещё кто-то в сколь-нибудь обозримом будущем не смогут содержатель республику своими налогами, это под силу только промышленности. Причём речь не идёт о традиционной добыче угля, нет. Редкоземельные металлы и все сопутствующие производства — вот направление, куда уже сейчас требуется двигаться республике. Что особенно актуально на фоне зарождения у нас под боком Ангаро-Енисейского кластера по добыче редкоземельных металлов.
Второй момент — инновации в научной сфере. Здесь полномочия, напротив, логичнее отдать министерству экономического развития или его неформальным подведам для сокращения пути от изобретения до внедрения на производстве. И вновь прибывший заместитель министра экономразвития Александр Мяхар уже активно этим занимается, войдя в контакт с Хакасским государственным университетом. То есть пути для развития есть и вместо того, чтобы ломать копья о пустой бюджет и друг об друга, лучше двинуться по новому пути…
Константин Обеленский


