В последние дни информационное пространство зацепила очень интересная тема — «формула доверия к власти», которую вывел начальник управления президента по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александр Харичев («Ведомости» от 9 октября 2025 года). Мы с ней также ознакомились и решили примерить её непосредственно на ситуацию в Республике Хакасия.
Итак, названная формула состоит из четырех компонентов: честность, возможности и мотивация, поделенные на дистанцию.
«Честность — это прежде всего искренность, которая проявляется в коммуникациях и поведении. Мы в какой-то момент поняли, что в предвыборных кампаниях не работает больше формула «было – будет». Обычно кандидат в губернаторы или в депутаты рассказывал: «Вот, у нас все плохо, но я приду и будет хорошо». На сегодняшний день эта формула совсем не работает. Сегодня работает только формула: «У нас сейчас все плохо, я сейчас разбираюсь, и пока я избираюсь, я что-то сделал, вот «было – стало», а будет еще лучше», — подчеркнул Харичев. По его словам, если нет элемента «стало», то люди просто не доверяют такому кандидату.
Эволюцию такого постулата у себя в Хакасии мы уже наглядно пронаблюдали. Вернёмся в 2018 год и увидим, как молодой, дерзкий кандидат от КПРФ Валентин Коновалов рвётся к власти и раздаёт направо и налево совершенно фантастические обещания. Против него идёт умудрённый опытом и потому категорически не раздающий пустых обещаний кандидат от «Единой России» Виктор Зимин. Итог — последний уступает молодому оппоненту.
Передвинемся в 2023 год и увидим, как на выборах главы Хакасии Валентин Коновалов, получивший необходимый опыт работы, по-прежнему гнёт свою линию, однако не кидается обещаниями. А против него идёт варяг от «Единой России» Сергей Сокол, который чётко следует формуле «было — будет» и рассказывает всем и каждому: «Вот у вас все плохо, но я приду и будет хорошо». Итог — люди ему не поверили и он был вынужден сняться с выборов. И поскольку Сергей Михайлович до последнего момента неугомонно педалировал в том же направлении, люди продолжили ему не верить. И, вероятно, в том числе его пример заставил Александра Харичева заявить о том, что такая схема больше не работает.
Но идём дальше. Возможности — это ресурсы и инструменты, которыми обладает власть и которые она готова использовать для улучшения жизни граждан. Люди должны чувствовать, что губернатор компетентен и разбирается в проблеме. Но это работает только в том случае, подчеркнул Харичев, если глава региона не только рассказал о том, как можно решить ситуацию, но и организовал ее решение.
Здесь проблемы наблюдаются с обеих сторон. С той лишь разницей, что Коновалов не стучит себя пяткой в грудь, не заявляет, что всемогущ, и не валит с больной головы на здоровую. А Сокол только тем и занимался в последний год.
Мотивация — представляет собой готовность власти заботиться о людях, ставя во главу угла их интересы. Тут был приведён пример одного кандидата в губернаторы, к которому обратилась женщина с семейными проблемами. А тот, начав отвечать ей, заплакал. На следующий день рейтинг кандидата вырос на 15 процентов и люди сказали: «Он нас понимает». То есть люди должны видеть, что губернатор работает не на себя и на узкий круг лиц, а на благо своего региона.
Здесь контрольный пакет, несомненно, принадлежит главе Хакасии Валентину Коновалову, который всегда отличался чуткостью, тактичностью и расположенностью к собеседнику, кем бы тот ни являлся. Он готов простого человека выслушать, принять решение, выделить помощь, сказать доброе слово. А вот председатель Верховного Совета Сергей Сокол испытывает проблемы с искренностью и с доброжелательностью. На камеры — да, изобразит всё что угодно. Только шила в мешке не утаишь, равно как столичного снобизма не скроешь. И Сергею Михайловичу есть над чем работать, тем более что благодаря своему характеру он испортил отношения с очень многими людьми, причём чаще всего на пустом месте.
И наконец — дистанция. Харичев отметил: чем она меньше, тем больше доверие. «Сокращение дистанции — это практическое выражение честности, возможности и мотивации власти». В этом смысле наши руководители примерно равны. Не так-то просто пробиться к главе Хакасии, если он в кабинете, однако Валентин Олегович много ездит по населённый пунктам республики, где легко вступает в диалог с людьми, хоть на улице, хоть в помещении. Что касается Сергея Михайловича, в его кабинет также свободного хода нет, а в поездках по республике он проявляет как территориальную, так и электоральную избирательность.
Поэтому в целом нашим руководителям есть куда совершенствоваться, чтобы полностью соответствовать «формуле доверия к власти» от Александра Харичева.
Константин Обеленский


