Корреспондент «Пульса Хакасии» встретился с экс-руководителем регионального исполкома «Единой России» Натальей Кокоревой, которая раскрыла некоторые пикантные подробности прописки Сергея Сокола и ответила на обвинения в свой адрес со стороны некоторых информационных ресурсов.
— Добрый день, Наталья. Не так давно нашим коллегам вы дали по сути разоблачительное интервью о том, что вас из партии «Единая Россия», будем говорить прямым текстом, выдавил Сергей Михайлович Сокол. После этого в анонимных телеграм-каналах начали распространять некие подробности. В частности, говорится о вашем двойном гражданстве, где второе — украинское. Так ли это?
— Интересно, что эту тему вообще затронули, потому что тема действительно непростая. И если уж на то пошло, если это якобы послужило поводом моего ухода из регионального исполкома, почему тогда это не сделано было в 23-м году? Именно в 23-м году при подаче моих документов на выборах в избирательную комиссию была поднята тема гражданства. В 1984 году я пошла в первый класс на территории Донецкой области. В то время это была Украинская ССР в составе Союза Советских Социалистических Республик. У нас и в стране, и в Хакасии очень много людей, которые жили на территории Советского Союза. В 92-м году я переехала на свою историческую родину, в Республику Хакасия, в Таштыпский район. В 93-м году я получила свой первый паспорт, потому что его раньше давали в 16 лет, нетрудно посчитать. Я родилась в 77-м, в 93-м мне было 16 лет, я получила паспорт в Таштыпском РОВД. Другого паспорта у меня никогда в жизни не было. И после 92-го года я никогда больше на Украине не была. Это в принципе знают все, потому что моя жизнь была в пределах Таштыпского района.
Я понимаю, что с момента начала специальной военной операции тема гражданства встала очень серьезно, поскольку все граждане, включая несовершеннолетних детей, которые там проживали когда-то, Украиной были записаны в ее граждане.
Но подчеркну еще раз, что в то время я была несовершеннолетним ребенком. Статус гражданина определяется паспортом. Получения какого-то паспорта на Украине никогда в жизни у меня не было. Когда в 23-м году этот вопрос в связи с изменениями в законодательстве возник, я, конечно же, написала заявление, что нет никакого паспорта, нет никакого документа, подтверждающего другое гражданство, и все, по действующим нормам этого достаточно. У меня есть подтверждающая справка из МВД РФ о том, что мое заявление есть и что у меня есть отказ от того гражданства, о котором я даже не знала.
— Поставим точку в этом вопросе: у вас единственное гражданство, Российской Федерации?
— Конечно, единственное.
— Говоря про паспорт, прописку и так далее, спросим про еще один нюанс. Появилась информация о том, что Сергей Михайлович Сокол, который прописан в Нижнем Курлугаше, прописан в вашем доме. Так это или нет?
— На это тоже есть подтверждающий документ. Мы с супругом планировали продать в этом году дом, потому что уже переехали в Санкт-Петербург. И Сергей Михайлович об этом знает. Я его так и предупредила, что мы будем продавать дом и нам, естественно, не нужно, чтобы у нас были прописаны люди. Мы разговаривали с ним в августе. Это на самом деле не секрет. Мы знакомы с Сергеем Михайловичем много лет. В 21-м году он действительно был прописан в Нижнем Курлугаше официально в доме моего супруга.
Мы этот дом используем сейчас как дачу. Секрета никакого нет. На сентябрь у нас есть справка из МВД о том, что Сергей Михайлович прописан там. На самом деле я бы желала, чтобы он остался прописанным в Нижнем Курлугаше, потому что это, наверное, поможет продолжать все то, что он планировал.
Есть просьбы жителей, которые действительно еще не удалось ему реализовать. Мы прекрасно понимаем, что у человека с таким статусом, кто бы что ни говорил, есть широкий круг возможностей, чтобы привлечь инвесторов каких-то серьезных, еще что-то сделать, потому что там остро необходимо создание рабочих мест.
Мы прекрасно помним те времена, когда у нас там было сельскохозяйственное предприятие — ООО «Рудничное», которое гремело на всю республику. У нас Алексей Александрович Дьяченко председатель аграрного комитета, и они вдвоем вполне могут реализовать все моменты, трудоустроить людей, потому что людям остро не хватает работы, деревня начинает вымирать. И если мы создадим там условно 50 рабочих мест, то имя Сергея Михайловича будет навсегда вписано в отдельную, я бы сказала, страницу деревни Нижний Курлугаш.
Плюс, естественно, есть какие-то бытовые вопросы — уже необходимо отремонтировать ФАП, потому что для жителей это единственное место, где они могут получить врачебную помощь. Пришел уже в достаточно неприглядное состояние сельский клуб, где в условиях 21 века туалет на улице.
У нас планов действительно было очень много. И Сергей Михайлович в курсе, потому что мы с 21 года озвучивали на встречах все проблемы жителей, что бы они хотели. Например, есть разбитая дорога, по которой ходит школьный автобус. И когда об этой проблеме узнал Валентин Коновалов, он направил туда заместителя министра транспорта, дорогу привели более-менее в надлежащий вид.
Была проблема с фельдшером, и тоже Министерство здравоохранения Республики Хакасия по поручению главы направило нового фельдшера. Поэтому какие-то вопросы решаются с помощью именно регионального правительства. А все-таки хотелось бы, чтобы здесь уже подключился Сергей Михайлович, который четыре года является «местным» жителем, знает проблемы. Мне кажется, что вот все карты ему в руки. Нам, жителям, это будет только плюсом.
— Мы так понимаем, что Сергей Михайлович остается прописанным у вас и, несмотря на то, что вас «убрали» с руководства партийного отделения, выписываться не торопится. Собирается он в принципе это делать?
— Я не знаю. Может быть, ему действительно нужно было приехать проголосовать на выборах по прописке. Хотя я не знаю. Можно было предупредить меня об этом. У нас так получается, что мы заказываем документы для того, чтобы совершить продажу дома, а нам показывают, что человек не выписался. Возможно, в силу занятости он не успел. Сейчас у меня сделка отложилась на год, и в следующем году мы продолжим заниматься этим, если не передумаем. Наверное, это какой-то знак нам недвижимость в Курлугаше не продавать.
— Может, здесь какая-то финансовая составляющая? К примеру, есть поселок Коммунар, вроде как далекий, но подчас рудник не может выкупить землю для того, чтобы построить жилье для своих сотрудников. И некоторые источники называют баснословные цифры: люди запрашивают цену в 10 миллионов за свой участок. Может быть, ваш Нижний Курлугаш тоже такой золотоносный и ваша недвижимость стоит столько, что Сергей Михайлович решил каким-то образом поучаствовать в распределении средств от ее продажи?
— Я не думаю, что Сергей Михайлович до такого дойдет когда-либо, потому что это несерьезно, и мы цену никогда в жизни не оговаривали. Финансовой составляющей там никакой нет. Это обычный сельский домик. Мы его облагородили, благоустроили внутри, но он не представляет, на мой взгляд, особой ценности для посторонних людей, потому что деревню Нижний Курлугаш нужно любить, и любить ее нужно не временно, а постоянно. Она достаточно специфическая. Это моя родина, поэтому мы любим ее в любом виде.
— Закроем тему с пропиской и гражданством. Есть также информация о том, что вы сотрудничаете с внутриполитическим блоком правительства Республики Хакасия, с командой Валентина Коновалова, вложили свою лепту в то, что Елена Эрнестовна победила, стала главой города. В связи с чем резонный вопрос: у вас есть виды либо предложения на то, чтобы вы влились в правительственную команду Валентина Олеговича Коновалова или в команду Черногорска?
— Предложения мне поступали еще в январе, но, к сожалению, я тогда вынуждена была их отклонить. Предложения, наверное, есть и на сегодняшний день, но я здесь в отпуске и никакие предложения сейчас не принимаю, потому что живу в Санкт-Петербурге. Это пока моя конечная точка. И в Черногорск я тоже не планировала.
Могу сказать, что победа Елены Гопиной была сложной. Но работа действительно была построена грамотно, и партия КПРФ вообще показала в этом году такие удивительно хорошие результаты. Здесь и грамотная работа внутриполитического блока, и работа команды главы Хакасии, от этого и результат действительно хороший. В честной конкурентной борьбе КПРФ сплотилась, в то время как «Единая Россия» разъединилась, причем вы видите это по всей территории республики.
— Понятно, что вы все-таки остаетесь в душе членом ЕР, но вот такой провокационный вопрос: все-таки победа Елены Гопиной — это результат разобщенности и раздрая внутри местного отделения «Единой России» или консолидированности КПРФ?
— И то и другое.
— Как вы думаете, является ли эта победа хорошим заделом для выборной кампании в Государственную Думу 2026 года? И насколько там велики шансы у коммунистов повторить то, что они сделали в Черногорске?
— Мне кажется, что партия КПРФ набирает обороты, что бы кто ни говорил. И это к сожалению для меня как члена партии «Единая Россия», потому что такого исхода событий не ожидал никто в партии. Об этом много говорили и наши кандидаты, и члены регионального политсовета, со многими из которых я поддерживаю связь, и члены Президиума. Очень многие говорили, что очень мало людей было вовлечено в избирательную кампанию на выборах в Черногорске, и это было неправильное решение.
— Есть ли еще шанс у «Единой России» стать в Хакасии единой?
— Конечно, шансы есть. Если сейчас взять правильный курс, провести действительно серьезную работу над ошибками, в том числе над нашими совместными, то можно действительно дать хороший результат.
— А этот правильный курс возможен при действующем руководстве в региональном отделении?
— Если очень сильно захотеть, всегда можно добиться результата.
Отдельно добавим, что на выборах главы Нижнесирского сельсовета Таштыпского района Хакасии, которые проходили в минувшее воскресенье, была повторно избрана Олеся Петрунова. В первый раз она побеждала как выдвиженец партии «Единая Россия» и набрала 52,8% голосов. В апреле текущего года Олеся Петрунова вышла из партии и шла второй раз на выборы в формате самовыдвиженца, набрав более 80% голосов. Разница очевидна.


