Пятница, 5 декабря, 2025
ДомойЭкономикаКрасноярский капитал атакует Хакасию?

Красноярский капитал атакует Хакасию?

-

Наша редакция несколько раз поднимала тему добычи редкоземельных металлов, на что произошел интересный отклик. Правда, не у нас в республике, а на территории Красноярского края, где вышла публикация с громким названием: «Хакасия: редкоземельного прорыва не будет, ибо не с чего».

Приведенные в этой статье аргументы наводят на мысль, что заголовок должен быть без буквы «с» — «ибо нечего», и намекают на то, что Хакасия зарится на чужой каравай — сибирский кластер редкоземов. Да вот только каравай редкоземельных металлов далеко не чужой, а наш общий.

Публикация «Сибирского экономиста» грешит даже тем, что постеснялись дать ссылку на материал, на основе которого они делают свои размышления, кто источник процесса. Хотя это видно невооруженным глазом, потому как про Тарбанскую площадь писал только «Пульс Хакасии». С одной стороны, приятно, что нас ассоциирует со всей Хакасией в принципе, но к делу стоило бы подходить более профессионально и уважительнее ко участникам диалога.

Свой ответ и интересный ракурс на выпад красноярцев дал Александр Мяхар, который вместе с Русланом Шавыркиным и привлек внимание к Тарбанской площади ещё полгода назад:

«Красноярский капитал ринулся дискредитировать Хакасию, чтобы защитить свои активы, — такой вывод можно сделать после прочтения близких к экономическим рассуждений, выпущенных у соседа.

Речь идет о редкоземельных металлах. Весь текст буквально кричит: «Ай-ай, не лезьте туда, эта корова, которую мы хотим доить». Но при этом представители «большого брата» допускают грубые ошибки. Берём вывод и цитату: «Геология Хакасии такова, что она не благоприятствует крупным и богатым месторождениям каких-либо полезных ископаемых. Все какое-то маленькое и, как следствие, не окупаемое». Что это, как не принижение значимости? А куда здесь вычеркнута добыча молибдена, золота и железной руды с обогащением в 43%? Согласен с тем утверждением, что нужно иметь цифры, прежде чем заняться разработкой, но это, что называется, аксиома. Именно для это и необходимо вложение в нацпроект. По сути, Красноярский край идет по тому же пути: разведка, оценка, добыча. Разница только в том, что они уже создают проектный офис и вливают туда сотни миллионов, а мы стоим на месте. Вернее, пока мы не ведем активных действий в одном из местоположений по которому уже есть оценка и вокруг которого строятся рассуждения «Сибирского экономиста».

Читайте по теме: Сибирский редкоземельный кластер набирает обороты, Хакасия пока на низком старте

Еще один примечательный факт. О Тарбанской площади рассказывалось только на «Пульсе Хакасии». При этом, там же были высказаны пожелания в работе над этим направлением. Красноярцев же, видимо, настолько возбудило это, что повествование идет не с точки зрения «журналисты рассматривают», а как будто у нас уже полным ходом в правительстве идет работа. Спасибо за высокую оценку издания.

В целом, понять соседей можно. Они, может, и счастливы были, если бы мы законсервировались в одном туризме, да и то так, чтобы летать только через Емельяново, а у нас грузовой аэропорт; чтобы промышленность была в крае, а к нам — на отдых в Приисковое к друзьям в отели. Конкуренцию в мире капитала никто не отменял, и редкоземы — это сотни миллиардов, за которые будет идти серьезная борьба. Поэтому Хакасию и Туву ожидаемо будут пытаться принизить.

«Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым», — писал в свое время Карл Маркс, и в век информационных технологий фундаментальное поведение не изменилось, а вот методы давления и борьбы усовершенствовались. Информация в виде анализа идет на столы в Москве, где принимаются решения, поэтому, друзья, для защиты нашей республики и нашей экономики нам надо больше обсуждений на тему промышленности, недр, редкоземов и нашего потенциала. Как бы ни говорили, что Хакасия маленькая, это не минус ее, а плюс, к тому же с запасами, которые можно сравнить по насыщенности с таблицей Менделеева».

Что хочется сказать в дополнение к уважаемому Александру Владимировичу. Материал сибирских соседей, сделанный явно на основе нашей публикации «На фоне сибирских соседей Хакасии самое время действовать на редкоземельном фронте», действительно похож на то, что нашу республику пытаются дискредитировать в части развития промышленности.

Да, у нас нас нет даже Министерства промышленности, как в Красноярском крае, нет такого лоббиста в СФ, как Александр Усс, возглавляющий Федеральный комитет по развитию Сибири. Но это совсем не значит, что мы не должны искать пути развития нашей экономики, отвечая на призыв президента страны по освоению направления редкоземельным металлов, и делать так, чтобы наша экономика была конкурентоспособна с соседями.

Вообще, сложно понять, из чего красноярцы делают вывод, что нам работать не с чего. Взять хотя бы один Сорский ГОК. Кто в стране в принципе ещё добывает молибден? И конечно, чтобы делать такие выводы, надо обладать точными цифрами геологоразведки, которую только предстоит сделать. В общем, мы согласны с Александром Мяхаром — надо идти вперед и осваивать новые горизонты, а в современном обществе информационная поддержка всегда тому будет в помощь.

Александр Рыков

Пульс Хакасии в telegram
erid: 2SDnjeK4T8K
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x