Пятница, 5 декабря, 2025
ДомойОбществоОт ученика к учителю: история молодого педагога из Хакасии, меняющего правила игры

От ученика к учителю: история молодого педагога из Хакасии, меняющего правила игры

-

Путь молодого учителя начинается с большой мечты – изменить мир к лучшему через преподавание. И каждый новый учебный год становится возможностью воплотить эту мечту в реальность. Хакасия возлагает большие надежды на молодых педагогов, которые сегодня выбирают работу в местных школах. Именно они определяют вектор развития регионального образования и не ограничиваются простой передачей знаний – их миссия гораздо глубже.

Начинающие педагоги зажигают в учениках искру стремления к успеху. Благодаря их труду подрастающее поколение получает мощный импульс для личностного роста. В преддверии нового учебного года корреспондент «Пульса Хакасии» пообщался с учительницей Верой Горшколеповой из саяногорской средней общеобразовательной школы №5.

Она – учитель английского языка начальных классов. В педагогику пришла по призванию. Как рассказывает Вера, для своих учеников она не только «Вера Сергеевна», но еще и «Вера Сергеевна, а он забрал мой пенал», «Вера Сергеевна, ну исправьте тройку!». К своей работе подходит с исключительным оптимизмом, а также активно участвует в жизни школы и с удовольствием проявляет себя творчески в региональных конкурсах.

– С детства мы с друзьями любили устраивать концерты родителям. Я всегда была в роли организатора. Еще в садике моей маме сказали, что все играют по правилам Верочки. Я знала, что стану учителем, но не знала, правда, какой предмет буду преподавать. На выбор профессии меня подтолкнула мой классный руководитель – Нина Николаевна Стреколовская, она стала примером того, каким должен быть настоящий педагог, она и сейчас является для меня наставником.

– После окончания Хакасского госуниверситета вы вернулись в свою школу, только уже в роли учителя. Можно ли сказать, что в родных стенах работа дается намного легче?

– Я знала, что вернусь. Думаю, я бы и не пошла работать в другую, мне бы не захотелось «изменять» своей. Здесь работают прекрасные педагоги, которые помогают молодым учителям, а в родной школе эта поддержка чувствуется еще больше. У нас работает порядка 15 наших выпускников, люди возвращаются в коллектив уже в роли педагогов. Я люблю нашу школу, чувствую себя в своей тарелке. Всех знаю, все знают меня. Это как вернуться домой после долгого отсутствия.

– Если бы не профессия учителя, то какую бы вы для себя выбрали?

– Возможно, психолог или дизайнер одежды. Но профессия учителя включает в себя много других: сегодня ты та самая англичанка, а завтра следователь по делу о краже ручки в классе. Никогда не знаешь, кем ты будешь сегодня.

– Если бы английский язык был человеком, какого супергероя он бы напоминал и почему?

– Учитель – это супергерой, который наделен знаниями и способен донести их до своих детей, не важно, какой предмет он ведет. Никогда не смотрела ни один супергеройский фильм, но я обожаю сериал «Доктор Кто». Персонаж сериала Клара Освальд – мой кинопример супергеройского учителя. Меня особенно вдохновляет ее цитата: «Я не хочу, чтобы вы стеснялись. Я хочу, чтобы вы были взволнованными, энергичными. Кричите, высказывайте своё мнение, проявляйте свою индивидуальность. Жизнь – это приключение. Вы должны принимать в нём участие». И английский язык – это приключение, по крайней мере, таким его я преподаю.

– Если бы существовала машина времени для уроков английского, в какую эпоху вы бы отправились учить детей?

– Я считаю, что дети всегда остаются детьми. Я бы осталась в своей эпохе. В каждом времени говорят: «А вот в наше время таких детей невоспитанных не было». Они всегда были и будут. Постоянно учителя сталкиваются с трудностями. В 80-х дети отвлекались на уроках в крестики-нолики и были плохими учениками для учителя, в 90-х могли притащить в школу попрыгунчик и всем классом на перемене играть в него, разбив окно. И они тоже были плохими учениками для учителя! Сейчас – телефоны, и дети – плохие ученики, потому что играют в них на переменах, вместо того, чтобы поиграть в попрыгунчик в коридоре. Главное, уметь подстраиваться под современный и постоянно меняющийся мир.

– Чем учитель занимается после уроков?

– Для многих детей шок – увидеть учителя вне школы. Для меня это тоже было шоком, когда я была школьницей. Учителя ведут достаточно насыщенную и интересную жизнь вне школы: кино, прогулки, кафе, спорт, квизы, музыка, хобби, ведение блога и многое другое. Я боялась идти в школу, мне говорили, что я буду там жить, таскать тетради на проверку домой и т.д. В институте у нас была преподавательница, которая сказала: «Никогда не смейте носить работу домой, дом – это дом». И я всегда придерживалась ее правила. Один единственный раз я принесла тетради домой, было очень много работы, но я их так и не проверила. Лучше я на переменах поработаю, останусь на 40 минут после уроков в школе, но закончу все дела там. Хирурги же не проводят операции дома.

– Как удается отдыхать от работы?

– После работы обычно я смотрю какой-нибудь сериал и вяжу. Я веду небольшой блог, выкладываю видео с мастер-классами, которые набирают неплохое количество просмотров. Забавно получается: снова я учу кого-то что-то делать, но уже не в школе. У меня есть маленькая мечта – создать свой бренд одежды, и сейчас я вышла немного на другой уровень и решила превратить вязание не просто в механизм, а в искусство. Еще я люблю музыку, играю на фортепиано, иногда на гитаре, немного пою.

– Представьте, что вы учитель английского в школе волшебников – какие заклинания преподавали бы на уроках?

– Были бы заклинания для учителя по типу: «Стоп говоритус» – я была бы в восторге! А вообще, я не тот самый миллениал, который ждет письма от совы, только лишь уведомления от совы Duolingo. Но отвечая на вопрос, думаю, было бы полезным заклинание на запоминание новых слов, а тем более на их правильное произношение. Также на запоминание грамматики, и чтобы всегда записывали домашнее задание в дневник. А еще заклинание против стеснения говорить на английском. Дети сейчас боятся сделать что-то неправильно. Я всегда им говорю, что мы здесь для того, чтобы учиться, а учиться нельзя, если не ошибаешься.

– Какой совет вы бы дали себе в первый учебный день в роли учителя?

– Быть построже с классами. Я была слишком доброй в первый месяц работы. Не ставила двойки, не писала замечаний. Мечта любого ученика, правда?

– Если бы вы могли изменить одну вещь в системе образования, что бы это было?

– Вернуть отметки за поведение. Сейчас, к сожалению, дети остаются безнаказанными и думают, что за плохое поведение учитель не может снизить отметку за урок. Да, безусловно, ребенок знает на 5+, и мы ставим ему эту отметку в журнал, но весь урок он отвлекается, отвлекает других и учителя. Я считаю, что нужно ввести систему наказаний за плохое поведение, например, отработка после уроков: все, что не записал в тетрадь, должен выполнить, чтобы формировалась ответственность за свои поступки. Насколько я знаю, с 2025 года в некоторых регионах России вводятся отметки за поведение в качестве эксперимента.

– Какой момент в работе учителя заставляет просыпаться с улыбкой?

– Какой наряд я сегодня выберу для работы. Это одна из тех вещей, которая радует меня в рабочие будни. Особенно, когда слышу от своих ребят: «Вера Сергеевна, вы сегодня такая красивая». Конечно, я им говорю: «In English, please», теперь всегда из толпы малышей в коридоре я слышу: «You’re beautiful» и знаю, что это мои ученики, что очень греет сердечко.

– Какой самый забавный случай произошёл на вашем уроке?

– Ученик застрял в стуле. Он сидел на первой парте, прямо передо мной, и, пока я помогала остальным, он решил, что ему будет лучше повернуться к соседу с задней парты и просунуть ноги в отверстие между сиденьем и спинкой. Но это еще не все. Я беру его дневник, чтобы написать замечание, а там уже есть от другого учителя: «Застрял в стуле, и вместо того, чтобы решать задачу по математике, весь класс наблюдал за его высвобождением».

– И как тогда сохранить тишину на уроке? Всегда ли удается договориться с детьми?

– К сожалению, нет специального заклинания, чтобы класс затих. Недавно я ввела систему наклеек с мемными котиками и собачками, которые печатаю сама. Дети копят их в течение двух недель, потом мы подводим итог, и я раздаю сертификаты: 4 наклейки – АнтиДЗ на 1 неделю, 3 наклейки – АнтиДЗ на 1 раз, 2 наклейки – АнтиДвойка. 1 наклейка – розыгрыш секретного сертификата, например, «галерка», который позволяет пересесть на последнюю парту во время контрольной или самостоятельной. Условия получения наклеек: выполненная домашняя работа, соблюдение дисциплины, активная работа на уроке. Если один из этих пунктов не соблюдается, ученик не получает наклейку. Конечно, все зависит от заинтересованности детей. Поэтому приходится постоянно что-то выдумывать.

– Каким видите свое будущее через 10 лет?

– Я все еще буду преподавать, но в каком формате – пока не знаю. В идеале – открыть свой центр. Думаю, я не смогу оставить школьную жизнь, потому что она полна красок и приключений. Точно не онлайн-репетиторство, которое сейчас популярно, я больше создана для живого общения. Попутно я бы хотела развивать свой творческий бизнес.

Злата Рябцева

Пульс Хакасии в telegram
erid: 2SDnjeK4T8K
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x