Чем дальше, тем становится очевиднее, что в разразившейся схватке между сторонниками Сергея Сокола и Валентина Коновалова реальной жизни практически нет.
И с той и с другой стороны бьются теоретики, мало знающие, слабо нюхавшие и даже не видевшие жизнь за городом. Поэтому, когда с подачи нашего спикера началась битва за «показатели растущего разрыва в доходах жителей Хакасии и Красноярского края», за «динамику реальных денежных доходов по итогам первого квартала в целом по России», за «величину номинальных денежных доходов в расчете на душу населения, где Красноярский край обогнал не только Хакасию» и прочие «росстатовские» приблуды — ситуация окончательно запуталась. А человеку из народа, возьмись вдруг он читать подобную ерундистику, она вообще покажется китайской грамотой, где можно понять только союзы и междометия.
Семье простого механизатора или медсестры, семье наёмного рабочего или предпринимателя сейчас нужно элементарно выживать и как-то тащить семью, детей, престарелых родителей. Какое ему дело до распрей высоких руководителей?! А вот руководителям как раз должно быть дело до простых людей. Но сдаётся нам, что в битве команды предводителей перестали замечать элементарных вещей. Из-за чего утеряли способность проникнуться пониманием того, что у людей в Хакасии в буквальном смысле нет денег.
Ведь чтобы такое понять, нужно хотя бы иногда выходить в народ и спрашивать: «Как живёте?» И лишь тогда вы узнаете, что не в далёкой деревне, а в райцентре хозяйка небольшого продуктового магазина сокрушается по поводу того, что люди перестали покупать у неё даже хлеб. Нет денег. А мрачный парень на ассенизаторской машине, который без клиентов не сидит, не менее мрачно замечает, что уже полгода выплачивает свои кредиты с большими просрочками, потому что работает в долг. У людей нет денег.
А бартер! Вы представляете — он вернулся. Телепортировался в сегодняшний день из 90-х, когда люди продукты меняли на вещи, а вещи на продукты. Так и сейчас — надо фермеру купить запчасть, а денег нет. И он везёт продавцу пару баранов, договаривается и забирает необходимое. А продавец сбагривает тех баранов поставщику, потому что ему также надо кое-что приобрести.
И пошла такая круговерть по сёлам и весям Хакасии, пока стоящие над ними руководители бьются о закон о межбюджетных отношениях, выясняют, где глава республики должен отчитываться перед депутатами, решают, убить или оставить сельсоветы, думают, в каком виде принять Стратегию социально-экономического развития и прочие мало интересные народу вещи. Кроме, пожалуй, сельсоветов, да и то где-то на грани восприятия.
В борьбе за власть, влияние и кресло, затеянной в Хакасии Сергеем Соколом, как-то напрочь забыта главная задача текущего дня — срочное наполнение республиканского бюджета и всей территории деньгами. Потому что демонстрируемые изыски, измыслы и наезды Сергея Михайловича к названной задаче нас никак не ведут, поскольку имеют долгосрочное и едва угадывающееся в перспективе значение. По-прежнему нет чёткого плана, решения, рецепта, как и где любым способом взять деньги. Есть лишь пиаровские игры с непредсказуемыми последствиями для всей республики, а народ тем временем возвращается назад в прошлое…
Константин Обеленский