ДомойОбществоПервый звонок: кандидат наук из Хакасии рассказала, как подготовить ребенка к школе

Первый звонок: кандидат наук из Хакасии рассказала, как подготовить ребенка к школе

-

Еще совсем недавно ваш малыш учился ходить, забавно лепетал и играл в песочнице, но время летит быстро, и уже через несколько недель он станет первоклашкой. Будет старательно выводить крючки и петельки в прописи, складывать буквы в слова, считать яблоки и груши.

Начало школьной жизни – важный этап на пути каждого ребенка и чтобы помочь ему адаптироваться к новым условиям, родители должны знать как психологически и морально подготовить его к школе в домашних условиях. Сделать так, чтобы он с удовольствием получал новые знания и хорошие оценки.

Об этом мы решили побеседовать с экспертом в области образования, кандидатом биологических наук, заведующим кафедрой общепрофессиональных дисциплин медико-психолого-социального института Хакасского госуниверситета Ольгой Чудиновой.

Ольга Чудинова

Продолжительность ее работы в системе высшего образования составляет около 25 лет. Также она работала физиологом в психолого-физиологических службах частных и государственных образовательных учреждений Абакана и Москвы. Сферой ее научных интересов являются возрастная физиология, диагностика развития ребенка, адаптация и подготовка к обучению в школе.

– Ольга Владимировна, на что, прежде всего, следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

– К каждому ребенку должен быть индивидуальный подход и его познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие, речь) определяются, прежде всего, биологическим развитием. Поэтому системная, комплексная и целенаправленная работа с детьми дошкольного возраста, а также учениками начальных классов необходима для решения важной педагогической, психологической и социальной проблемы – обеспечения равных стартовых возможностей детей.

Согласно исследованиям Института возрастной физиологии Российской академии образования, 80-90 процентов детей от 6 до 7 лет имеют различные нарушения физического здоровья, 18-20 – пограничные отклонения психического здоровья, 60 – нарушения речевого развития, 35 – несформированность зрительно-пространственного восприятия, 30 – сложно координированных движений руки и графических навыков, а более 70 процентов детей – интегративных функций (зрительно-моторных, слухо-моторных координаций). Кроме того, 13 процентов детей обладают компенсаторной леворукостью, сопряженной с нарушением речевого развития, а 25 – замедленным темпом деятельности.

– Какие актуальные проблемы в сфере образования вы бы назвали?

– Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием сегодня особенно актуальна. В последние годы на фоне интенсивного обучения, внедрения новых усложненных программ и технологий, создания инновационных учреждений значительно увеличилось количество детей, неспособных справиться с учебной нагрузкой и успешно адаптироваться к школьной жизни. С началом обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная деятельность, большой объем новой информации, изменения привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требует значительного напряжения умственных и физических сил. Не всегда организм ребенка оказывается готов к такой нагрузке.

Успешное решение задач развития личности и сохранения здоровья ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько учитывается уровень его подготовки к школе. Причем во всех исследованиях (физиологических, психологических, педагогических) выявлен факт, что более продуктивным оно будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

– Какие это качества?

– Успешное обучение в школе возможно, если ребенок имеет возрастной уровень физического, психического и социального развития.

– Расскажите, пожалуйста, о школьной зрелости или готовности ребенка к обучению в школе.

– Готовность к обучению в школе – многофакторная характеристика развития ребенка, которая должна быть интегральной, то есть включать все стороны его развития: физиологические, психологические и социальные.

Школьная зрелось – тот уровень морфофизиологического и психофизиологического развития, при котором требования систематического обучения не чрезмерны и не приводят к нарушению здоровья, а также физиологической и психологической дезадаптации и снижению успешности обучения. Даже при высоком уровне развития умственных способностей часто болеющие, физически ослабленные дети испытывают трудности в обучении. В возрасте от 5 до 7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем организма. К началу школьного обучения эта перестройка еще не окончена, и в школьные годы продолжается их активное развитие. Таким образом, физиологическая готовность в значительной степени обусловливает остальные аспекты школьной зрелости, в частности специальную и психологическую (развитие школьно-необходимых функций).

– Какие это функции?

– Функции, на основе которых осуществляется обучение. К ним относят зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная и слухомоторная координация, развитие движений, внимания, памяти, речи, а также интеллектуальное. Ключевыми школьно-необходимыми функциями являются произвольная регуляция деятельности, мотивация поведения, личностное и социальное развитие. Возрастное развитие этих функций – основное условие успешной адаптации ребенка к обучению в школе.

– А что означает специальная и психологическая готовность?

– Специальная – включает умения и навыки, которые необходимы для освоения чтения, письма и счета. Формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте при правильно организованном обучении на базе игровой деятельности вполне возможно у многих детей, но не у всех. Критическим для интенсификации обучения письменной речи является созревание коры больших полушарий. Если у дошкольника к моменту начала освоения этих навыков кора больших полушарий головного мозга не достигла необходимой зрелости, то обучение будет неэффективным и может отвратить ребенка от школы. В связи с этим чрезвычайно важна диагностика степени развития моторных, сенсорных и сенсомоторных функций у тех детей, относящихся к ретардантам – развивающихся замедленно по сравнению с остальными детьми.

Под психологической готовностью понимают развитие интеллектуальной, личностной и эмоционально-волевой сферы. При этом интеллектуальная – подразумевает необходимый уровень развития основных психических процессов. Это точность восприятия сенсорной информации, хорошая координация и двигательная ловкость, способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий, что является основой аналитического мышления, а также хорошо развитая моторная функция кисти руки, овладение на слух разговорной речью на основе развитого фонематического слуха, начальное овладение символическими операциями и другое. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также умение произвольного управления своим поведением.

– Как успешно подготовить ребенка к школе?

– Варианты подготовки детей к школе могут быть разнообразными – в дошкольных образовательных учреждениях, детских центрах, индивидуальных занятиях и т.д. Это зависит от социально-экономических условий, возможностей родителей получить квалифицированную консультативную помощь, квалификации специалистов, ведущих подготовку детей в учреждениях образования. Главное − индивидуальная подготовка к школе должна быть направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно-значимых функций.

– Ваши напутствия детям и родителям.

– Занятия с ребенком – это не обучение его письму, чтению, математике, а комплексная система индивидуального развития. Для ее разработки необходимо знать уровень психофизиологического развития вашего чада. Важно помнить слова Л.С. Выготского: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Но обучать ребенка, возможно, только тому, чему он уже способен обучаться». Поэтому именно биологическое и социальное развитие ребенка в дошкольном возрасте определяет его готовность к обучению в школе.

– Ольга Владимировна, спасибо за интересный и продуктивный разговор!

Беседовала Ирина Гусева

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x