В одном из недавних интервью глава посёлка Расцвет Анна Мадисон задала правильный вопрос: «А район-то справится, если ему отдать полномочия?»
Речь, как вы понимаете, идёт о предстоящей реформе местного самоуправления в Хакасии, где главный вопрос — останутся у нас сельсоветы или канут в лету. Почти стих, но весьма тревожный.
Соседний Красноярский край двинулся по самому жёсткому варианту — смести с лица земли прежнюю систему местной власти, ликвидировав не только сельсоветы, но и многие районы, чьи названия считались незыблемыми, а потому неприкосновенными. От 472 муниципальных образований осталось всего 39! А депутаты Законодательного собрания, находящееся под полным контролем краевой администрации, безропотно проголосовали за представленный законопроект и тем самым ещё неизвестно на какие последствия подписались. Волны возмущения захлёстывают Красноярье, и мы ещё посмотрим, как там всё будет в условиях одноуровневой муниципальной власти.
У нас полемика ещё не завершилась. Играя в демократию и народовластие, председатель Верховного Совета Сергей Сокол пока ссылается на то, что будет ориентироваться на мнение самих муниципалитетов. Хотя, как он это делает, мы уже знаем на примере закона о межбюджетных отношениях.
Между тем в рядах самих руководителей муниципалитетов согласия нет. Одни выступают за одноуровневую систему, другие за сохранение двухуровневой структуры, говоря о том, что власть в лице сельсоветов должна быть близка к народу. Однако Анна Мадисон затронула более глубинные сферы, усомнившись в способности главы Усть-Абаканского района Еленой Егоровой в одиночку справиться с таким хозяйством. Мы же пойдём ещё дальше и усомнимся в самом желании глав районного уровня брать на себя подобную ношу.
Вспомним недавнюю историю. Ещё в бытность председателя Верховного Совета Владимира Штыгашева заседания сессий сотрясались от наездов Ширинского и Аскизского района, не желающих брать не себя «лишнее». Они руками и ногами отбивались от полномочий в сфере ЖКХ, и никто не забыл тех бурных аплодисментов со стороны ложи, где сидели муниципальные руководители, когда закон о передаче полномочий в сфере ЖКХ с уровня поселений на уровень района потерпел неудачу. Но и это ещё не всё: в запале того праздника непослушания глава Ширинского района Сергей Зайцев вышел с предложением передать те полномочия на уровень даже не республиканской, а федеральной власти. Потом те же два района в унисон отбивались от полномочий по обеспечению жильём детей-сирот и так далее.
- Читайте по теме: Почему Зайцев и Диринг не любят детей-сирот?
А теперь представьте, что будет, когда не отдельные полномочия, а вся ответственность ляжет на районные администрации и перекладывать вопросы будет не на кого?!
Сладкий пряник в виде абсолютной власти на своей территории и назначения ответственных в бывшие сельсоветы по своему усмотрению при таком раскладе как-то становится горьковатым. К тому же назначенный человек — он и есть назначенный. Для него понятия «оправдать доверие» и «переживать за своё дело» могут быть пустым звуком. Сегодня поставили, завтра убрали. А вникать в проблемы каждой деревушки главе будущего муниципального округа скорее всего будет не под силу.
Процитируем Анну Мадисон: «Я работаю 9 лет главой. Последние 3 года, когда мы передали полномочия по отоплению на уровень района, их тут же на следующий год передали СГК. У нас в Расцвете есть многоквартирные дома, и с управляющими компаниями работает только поселение, не район. С Фондом капремонта работают поселения, где есть многоквартирные дома. Газ, водоотведение, водоснабжение — это всё полномочия поселения».
И в связи со всем сказанным мы продолжаем настаивать на предложении по введению в Хакасии смешанной системы местного самоуправления. При таком раскладе логичной выглядит передача районам полномочий сельсоветов в районных центрах, поскольку чаще всего здесь происходит дублирование действий. А вот прочие сельсоветы лучше оставить в прежнем виде.
Впрочем, не нам решать, хотя повторения жёсткого сценария Красноярского края не очень-то и хотелось бы…
Константин Обеленский
Непонятно это всё. Какая-то мышиная возня вокруг давно работающих институций. Понятно одно — голосование это Филькина грамота. Почему в Красноярском крае не послушали всех? Будет всё как с пенсионной реформой и мусорной — большой пшик. Но хорошую мину при плохой игре заставят скорчить. Поэтому Сокол и ратует за все нововведения. Правильно — чем хуже, тем лучше