Политический аналитик Андрей Шалимов представил свой взгляд на тувинский подход к отчетам губернаторов.
***
Настала пора отчетов правительств и губернаторов перед региональными парламентами. В ленте новостей будут регулярно появляться инфоповоды про них. Я их про себя разделяю на две категории: 1) про сотни миллиардов (слайды такие красивые и эпичные, много-много цифр), 2) про людей (редкость на самом деле в нынешнем дискурсе).
В Туве еще первый глава республики Шериг-оол Ооржак ввел традицию прямой отчетности министров перед народом. Нынешний тувинский губернатор Владислав Ховалыг ее продолжает. После отчета перед парламентом, который прошел 14 апреля, члены правительства поедут в муниципалитеты и будут встречаться непосредственно с людьми, рассказывая им о итогах года и планах развития. И вот если приехать в административный центр Эрзинского кожууна (района) село Эрзин (население – чуть больше 3000 человек, я в Москве живу в доме, в котором примерно столько же людей проживает) или Тоджинского кожууна село Тоора-Хем (тоже чуть больше 3000 человек), то представьте как местным жителям про миллиарды рублей вещать?
Поэтому у Ховалыга в отчете цифры сразу трансформируются в непосредственную пользу для людей. Например, он рассказывал, как «Эльбрусметалл Литий» капитально отремонтировал школу в селе Качык Эрзинского района, завершает строительство спортивного зала в селе Эрзин. Это дочка Ростеха , которая реализует крупнейший инвестпроект , один из стратегически важных в масштабах страны. Но для жителей важнее школа и спортивный зал, дорога хорошая, электроснабжение стабильное, новые рабочие места.
Или докладывал, что ему удалось в федеральном правительстве получить поддержку по приведению в нормативное состояние автодороги Ак-Довурак – Абаза. Это одна из самых красивых дорог в России, сравнимая по эстетическому наслаждению с трассой «Кола» или Чуйским трактом. А вместе с Усинским трактом (дорога Абакан-Кызыл) может образовать невероятный туристический маршрут. Но для людей из Барун-Хемчиковского кожууна и других районов на западе Тувы – это настоящая дорога жизни.
Главная новость для жителей всего региона в выступлении главы республики была о том, что с июня 2025 года из международного аэропорта Кызыла планируется запустить регулярные рейсы в Улан-Батор. На самом деле для всех сибиряков (из Красноярского края, Хакасии и т.д.) это важно. Потому что столица Монголии может быть пересадочным хабом для перелетов по Азии – и в Южную Корею, и в Японию, в крупнейшие китайские города, и в Юго-Восточные страны.
Искренне считаю, что опыт по такому «приземлению» политики многим соседям и другим регионам у тувинцев нужно перенимать.
Андрей Шалимов


