Редакция СМИ «Пульс Хакасии» продолжает подводить итоги политического парламентского года Хакасии, представляя информационную площадку для разносторонних мнений. Текущий созыв Верховного Совета Республики Хакасия претерпел по сравнению с прошлым значительные изменения в персональном составе депутатов. Как это отразилось на работе законодательного собрания, мы спросили у депутата прошлого созыва, члена фракции КПРФ и одного из лидеров коммунистов Тайира Ачитаева.
— Тайир Николаевич, уже не первая публикация с мнениями депутатов Верховного Совета действующего созыва выходит с увесистой долей критики как в адрес председателя, так и в адрес своей же фракции и организации законодательного процесса. Нельзя говорить за всю историю парламентаризма в Хакасии, но в прошлом созыве такого не наблюдалось. Вы отработали весь седьмой созыв в Верховном Совете, сейчас, что называется, свободный художник. Выпускаете интересную и острую аналитику действующей политической жизни. Можете дать характеристику законотворчеству без ограничений, дать взгляд со стороны? Как вы видите изменения? Выиграла ли республика от того, что заменен бессменный до этого спикер, что новый председатель много времени проводит вне республики? Как вам идеологический расклад и тотальное большинство ЕР? Достаточно ли напористо действует ваша родная фракция КПРФ? Больше надо политической полемики или деловой тишины?
— Без учёта пары месяцев на раскачку, утряску, наш Верховный Совет отработал ровно год. Что позволяет уже более вдумчиво оценивать деятельность депутатского корпуса. Без сомнения, тектоническим событием, точкой отчёта новой эры истории парламента стало избрание нового руководителя депутатского корпуса. В связи с этим перемен ожидали все. В республике фактически сформировалась двухпартийная система власти, с натяжкой, конечно, но в целом вот такая новая политическая реальность. Если Владимир Штыгашев как бы служил своего рода балансиром, надёжным компасом между ветвями власти, постоянно ища компромисс, то Сергей Сокол почти с первой установочной сессии стал заявлять о совершенно другом формате работы уже «его» парламента. То есть предупредил правительство и губернатора, что сейчас-то спуска не будет, вы у меня попляшете. С точки зрения пиара, заход неплохой: вот есть исполнительная власть, мы с них три шкуры спустим, заставим пахать как надо и ни копейки не дадим потратить мимо народного бюджета.
Дальше начинается интересное. Работа Сергея Михайловича спикером парламента как-то быстро превратилась в вахтовый метод. Отдыхает на «большой земле», а трудится в Хакасии. Все чаще и чаще в роли врио стал появляться первый заместитель, еженедельные «летучки» президиума канули в лету, вместо конструктивного обсуждения полезных законодательных инициатив все стали почему-то мусолить жесткие выволочки спикера в адрес министров. Ах, как сказал, ох, как врезал!
Постепенно Верховный Совет пришёл к тому, о чем говорил ваш гость-депутат из «Единой России» Денис Филатов — за увлекательным представлением теряется цель, стратегия и результат. Конечно, в такой ситуации о выигрыше для республики говорить не приходится. Пикироваться и ехидничать можно было в тучные годы, но это время прошло.
Вместе с тем есть и польза от нового подхода Верховного Совета. Депутаты возвели в абсолют принцип контроля за республиканским бюджетом и работой правительства по этому направлению. Возможно, опять же, это тоже часть игры на публику, но правительство вынуждено реагировать на все подачи, продуманные или не очень, от законодательной власти. Другое дело, что благое начинание, как это часто бывает, мутирует в урода. Сейчас политика повышения бюджетного контроля перетекла в попытки перехвата финансовых рычагов у правительства. Ничем хорошим это закончиться не могло, что мы сейчас и наблюдаем.
Очень любопытный казус случился с «Единой Россией», взявшей большинство мест в новом созыве. Очевидно, что за год монолит фракции-монополиста основательно потрескался и самые либо отчаянные, либо дальнозоркие депутаты фракции ЕР первыми поняли, что к чему. Верховный Совет – не арена гладиаторов, кому и что должны депутаты доказывать непрерывными диверсиями и боями? Быть безмолвными пешками в чужой партии часть депутатов больше не хочет, и это их право. И сегодня уже можно говорить: нет у ЕР конституционного большинства, есть группы — «алюминиевая», «соколиная», «угольная», есть одиночки-игроки при деньгах. Нет там ни идеологии, ни принимаемого всеми лидера.
Родная фракция КПРФ иной раз радует, но коммунисты могли бы проявлять себя больше, уверенней, ярче. Не так уж много в нынешнем созыве товарищей главы Хакасии, нашего первого секретаря Валентина Коновалова, чтобы разобщаться и жить одним днём.