Уж сколько раз твердили миру: газеты вот-вот умрут. Умрёт и радио, а потом и телевидение, а мир захватят технологии будущего на базе Интернета. Исследователи не врали, всё предсказанное ими действительно происходит, но не так быстро, как могло.
13 января в стране отмечался День российской печати. В Хакасии этот профессиональный праздник прошел тихо, под жидкие аплодисменты работников СМИ, которым власти вручили награды разной степени важности. Мол, помним, любим, уважаем. И этому, думается, есть разумное объяснение — печать (или, вернее, старые средства массовой информации) постепенно уходят из нашей бытности.
Газеты, в том виде, в котором все их привыкли видеть, еще влачат своё существование, но по ним уже вот-вот зазвонит колокол. Так в соседнем Красноярском крае закрылась газета «Красноярский рабочий». Исчезают более мелкие издания. В Хакасии, кажется, эта же судьба ждет многострадальные «районки». В предсмертных конвульсиях также бьются и городские газеты. Окончательно умереть им не дает закон, обзывающий публиковать в спецномерах решения местных депутатов. Но рано или поздно и это правило канет в Лету.
Причина простая: содержать печатное СМИ на местах крайне невыгодно. Да и был бы резон, если бы их читала значительная часть населения, но вот беда — она не читает! И сколько бы кто ни говорил о благородности профессии, о призвании и высокой миссии, без поддержки читателей все эти качества не стоят и рубля.
Да, текстам на бумаге (она с недавних пор еще и дорогая) давным-давно уже нет места в этом мире — есть куда более практичные носители информации. Однако это не главная причина того, почему газеты (а также журналы и прочие листовки) потеряли для абсолютной массы граждан свою актуальность.
Исследователи считают, что наш мир постепенно покидает последнее читающее поколение. Не в том смысле, что нынешняя молодежь сейчас не умеет читать, а в том, что ускоренный ритм жизни заставляет жадно поглощать информацию в спешке, вглядываться в новости лишь через короткие сообщения, не особо задумываясь над тем или иным фактом. Другими словами, большие аналитические тексты, да еще и в бумажном варианте, гражданам среднего и младшего возраста не нужны. Вдумчиво читают газеты в основном люди старшего поколения. Но и они не вечны. По примерным подсчетам, последний такой читатель в нашей стране исчезнет через 15 лет — к 2040 году.
Поэтому хочет печатная пресса того или нет, но, чтобы выжить, ей придется мутировать в интернет-СМИ. В нашем регионе «подстелить соломку» перед неминуемым падением успели, кажется, лишь газеты «Хакасия» и «Шанс», вовремя сообразившие, что спасательная шлюпка (в виде электронной версии) сможет оставить их издания на плаву. Первым помогает региональный бюджет, вторым значительные кадровые сокращения и поток рекламных объявлений.
Впрочем, на новом поприще свободного места у газетчиков не много, а конкурировать с более развитыми информационными площадками у них получается не всегда. От того вдвойне печальнее смотреть на то, как ветераны журналистики, еще работающие в коллективах, получают заслуженные награды из рук главы региона. Ведь мастодонты и, без сомнения, уважаемые в своей профессии авторы, уйдут еще быстрее, чем их читатели.
А на очереди будут и радио с телевидением, которые в нашем регионе постепенно теряют позиции. В ближайшие годы им тоже предстоит сделать выбор между гибелью и серьезной трансформацией — чтобы верно отвечать на запросы своей аудитории.
Впрочем, заканчивать на грустной ноте мы не будем, а пожелаем коллегам не забывать двигаться в ногу со временем. А жители региона сами сделают выбор: чья информация, чья аналитика и подача, чьи персоны привлекают их больше всего.
Артем Королев
Бумажные газеты — это как динозавры: эпоха ушла.
Про радио уже лет как 30-40 говорят, а оно всё ещё живёт и здравствует.
так то и авоськи у кого-то ещё остались 😉
Кто вообще в последние лет пять газету покупал?