Александр Мяхар с 2018 года не обделен вниманием общественности, его фигуру обсуждают телеграм-каналы, он в разных заголовках электронных и печатных СМИ, не редкий гость на телевидении, а с назначением на должность директор Фонда развития ещё и добрался до трибуны Верховного Совета, принимает у себя политиков, выезжает в муниципальные образования.
Объективно, с июня текущего года в информационной повестке его стало больше. Также совершенно очевидно, что его информационное присутствие помогает общему образу правительства республики. Александр Владимирович уже полгода занимается поддержкой предпринимательства, выполняя прямые обязанности как директор Фонда развития, и следует учитывать, что его назначение изначально трактовалось как политический ход Управления внутренней политики. Своими встречами в Фонде развития Мяхар не только не убрал эти предположения, а только больше их подогрел.
Следует напомнить, что Александр Мяхар большую часть политической карьеры провел с партией «Единая Россия», в прошлом году его (вероятно, поняв правильность участия в партийных дебатах) даже направили на финальные эфиры. Давно ясно, что публичные выступления — одна из сильных его сторон. При этом он официально в ЕР не возвращался, после выхода из неё возглавлял «Партию роста», представляющую интересы бизнеса и правой идеологии, которая сейчас влилась в партию «Новые люди», с этим проектом заходил в выборы 2018 года, но с 2019-го перешел на беспартийную позицию. Сейчас работает в правительстве под управлением секретаря КПРФ и выразителя левой идеологии.
В сухом остатке получается, что Мяхар стал равно близок как к правым, так и к левым, и к центру. Слагаемые для консолидации или центра, где будет услышан каждый. Пролистайте страницы его социальных сетей и увидите, что в Фонде по разным причинам были: Роман Челтыгмашев (ЕР), Тайир Ачитаев (КПРФ), Иван Мисюк («Новые люди»), Михаил Молчанов (ЛДПР). Не становится ли Фонд развития Хакасия дополнительно той точкой сбора, которая необходима республике? Задали это вопрос напрямую.
— Это скорее совпадение, чем целенаправленная политика. Нет во встречах политической подоплеки. Роман Челтыгмашев ценен как представитель территории, и я обращал внимание на то, что Фонду надо провести в Аскизском районе выездную работу с предпринимателями, Иван Мисюк и «Новые люди» — это по сути наша целевая аудитория, потому как это партия предпринимателей, Михаил Молчанов — вице-спикер парламента, курирует молодежное направление, где мы провели в этом году очень плодотворную работу над проектами, вовлекающими молодое поколение в бизнес. Я сторонник того, чтобы придерживаться рабочих рамок. Наша стезя — поддержка предпринимательского сообщества, для политики в правительстве есть свои блоки, и работают они вполне профессионально. Но я согласен, что в республике необходима точка сбора, большой и разнополюсный диалог. Точечно Фонд может участвовать в этом процессе, но не более.
Однако, несмотря на то, что Александр друг нашего издания, в его словах есть доля лукавства. Само по себе его присутствие в Фонде — уже политический шаг. При этом часть его высказанных позиций трактуют не иначе как «ответ Соколу» или что-то в этом роде, хотя он сам это никогда не отмечает.
Почему прекратилось ваше сотрудничество с Сергеем Михайловичем? — наш второй вопрос директору Фонда развития.
– Не стоит давать категоричных оценок, прекратилось — это вроде как навсегда, но в политике такого не бывает. На личном уровне мы перестали общаться, но Сокол и Мяхар это же не просто люди со своими эмоциями, он спикер, я представитель структуры правительства — возможности для сотрудничества в проектах, которые могут повысить эффективность республики, всегда остаются. Другое дело, что это больше зависит от готовности Сергея Михайловича в силу его высшего статуса по должности — это элементарные правила системы. А что касается конструкции политического взаимодействия, то это маловероятно. То, как изменилась ЕР в его секретарство, мне не совсем понятно и приемлемо. Это, конечно, их внутрипартийное дело, рано или поздно разберутся, но есть ощущение, что первоначальная консолидация, которая сразу возникла с его приходом в республику, сменилась на диаметрально противоположный процесс. Главы муниципальных образований, которые в большинстве своём представители ЕР, на мой взгляд, никогда не были в такой политической турбулентности, как сейчас.
— Фонд — это временная история, как предполагают некоторые источники, для тренировки с прицелом на нечто большее, или взаимоотношения с предпринимательством — ваша стезя и это надолго?
— Я, конечно, проектный человек и всегда стремлюсь к развитию, но решение по Фонду — это в первую очередь приглашение и доверие от главы республики Валентина Олеговича, за что я ему благодарен. Роль созидателя и строителя мне больше подходит, чем инструмента противодействия. Есть задачи, которые необходимо выполнить: встроиться в новый федеральный проект по поддержке предпринимательства, повысить эффективность услуг по некоторым направлениям, остаются в повестке вопросы с Абазинским рудником… Скажу так, если глава сочтет нужным и увидит другое применение, это можно рассмотреть, но я про это не думаю. Трудовой договор регламентирован сроком в 5 лет, пока ориентируемся на эту цифру. А то, что изменения могут произойти в любой момент, так это всегда в жизни так. Работай каждый день с полной самоотдачей и будь готов ко всему — думаю, что это самый правильный подход.
— К вашей благодарности Валентину Коновалову. На фотографии с Тайиром Ачитаевым в вашем кабинете четко видны портреты Владимира Путина и Валентина Коновалова — это какая-то политическая установка была для вас для оформления рабочего пространства?
— Ещё раз, в Фонде развития нет политики, если только совсем косвенно и ситуационно, ровно так же, как она присутствует в жизни каждого человека. Портреты — это моя позиция как государственника. Фонд развития Хакасии помогает предпринимательству за счет мер государственной поддержки, где есть федеральная и региональная составляющая. Это государственное направление, а олицетворяют его высшие должностные лица: страны и субъекта Российской Федерации. Каждый гость или партнер должен это видеть и четко понимать.
Беседу вёл Артём Королев