Прошла очередная сессия Верховного Совета. Помимо фактически принятых решений, которые зафиксированы в сухих новостях, в прошедшем действии можно разглядеть оттенки политики.
Можно с уверенностью сказать, что в республике будет обсуждаться выступление лидера регионального ЛДПР Михаила Молчанова, а именно его концовка. По всей видимости, он становится основным рупором оппозиции действующему правительству.
«Очень жаль, что ваша команда вместе с губернатором не научилась принимать элементарные простые решения», «коноваловские конюшни», которые надо разгребать, «Валентин Олегович в 2026 году покинет регион, уйдя в Госдуму» — громкие и острые заявления.
На их фоне представитель фракции «Единая Россия» Дьяченко на той же трибуне смотрелся очень бледно. Молчанов же действительно умело находит болевые точки и использует их для опубликования инсайдов или легализации слухов, к примеру, таких, что в 2026 году нас ждет изменение управленческой конструкции, когда республику покинут Валентин Коновалов и Сергей Сокол.
С точки зрения публичной полемики, структурам правительства стоит задуматься, кого выставлять Молчанову в качестве оппонента. Мы уже высказывали версию, что это вполне может быть Александр Миягашев, но это внутреннее дело коммунистов, которые рано или поздно разберутся в ролях своих представителей законодательного органа.
Если обратить на выступление второго секретаря партии КПРФ с трибуны парламента, то оно не выглядело ярким и чем-то отдавало философией, носило роль некоего исторического экскурса об электрификации всей страны с отсылкой к вождю мирового пролетариата Владимиру Ильичу Ленину, но в то же время имело конкретику: была поднята проблема энергетических кризисов в Хакасии. Если бы к этому добавить еще реальные предложения по выходу из этих кризисов и остроту высказываний, может, стало бы все гораздо интереснее и перекрыло громкие фразы Молчанова. Не мешало бы и отказаться от формулировки «наш Шульгинов» — какой он «ваш», если сразу вскочил во фракцию ЕР в Госдуме.
В целом, наш прогноз оправдывается: не наблюдается ни широкой общественной оппозиции действующему курсу правительства Коновалова, ни острого противостояния, персональные выпады, конечно, есть, но в целом все прошло относительно ровно.
Бюджет принят. Спорная фигура Светланы Могильной ожидаемо получила абсолютное большинство голосов по назначению на должность уполномоченного по правам человека. Ровно прошло выступление Быкова, отвечающего за развитие экономики Хакасии в законодательном ракурсе, спокойно были приняты все доклады министра финансов Игоря Тугужекова, ничего нового не сказал председатель бюджетного комитета Марков, отметивший, что принципиальных возражений практически по всем документам, требующих голосования, нет. Стихли и громкие заявления о ликвидации РТС — телекомпании оставили финансирование в размере 40 миллионов.
Были мелкие пикировки, Иванов попытался осадить Молчанова, Миягашев пожаловался на Челтыгмашева, но все это правда мало имело отношение к принятию бюджета и лишь немного разбавило общую повестку.
В спокойную и даже в определенном роде усыпляющую монотонностью сессию после перерыва внес некоторое разнообразие Сергей Сокол, который выступал после главы Хакасии.
Сокол сказал, что вопрос по согласованию бюджета был непростой, и разногласий осталось много. «Гордиться надо тем, что ты заработал» — интересно, к кому было это обращение, вполне возможно, что к себе самому.
«Не принимать бюджет мы не можем» — вот резюме спикера. Ничего другого, в принципе, он предложить и не мог.
Выступление спикера в очередной раз выглядело как индивидуальная разовая акция спикера. Как мы уже отмечали, Сокол образца 2024 года — это не образ команды, а картина личности, близкой к одиночеству.
Главы Хакасии Валентин Коновалов спокойно отметил консолидированную и кропотливую работу над бюджетом, отметив, что будет сокращено финансирование органов исполнительной власти. Всем понятно, что трудности в исполнении бюджета — отражение общей обстановки в стране, международных цен, санкций.
Чтобы оправдать ожидания президента, федерального центра и жителей республики, необходимо принятие реалистического бюджета, без популизма, где первоочередное — это выполнение социальных обязательств.
Александр Рыков
Ну, естественно, во всем виноваты санкции, а не провальная работа правительства. В других регионах, несмотря на санкции, принимают оптимистичные бюджеты, развивают экономику, погашают долги, и только в Хакасии все прохлебы сваливают на кого-то и на что-то , лишь бы не на себя любимых. Но ведь поняли уж за 6 лет, кто нас довел до жизни такой беспросветной. Чего уж дифирамбы петь? Пора плюхи раздавать соответственно рангу!