Ветеран Хакасского госуниверситета, кандидат биологических наук, автор свыше 65 научно-популярных статей и семи книг Тамара Александровна Максимова посвятила научно-педагогической деятельности полвека – сначала в Абаканском пединституте, а потом ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Она рассказывает о биолого-химическом факультете АГПИ:
«1963 год. Мне 21 год, я вышла замуж, жду ребёнка, сдан последний государственный экзамен, получен диплом об окончании биолого-химического факультета Хабаровского педагогического института им. А. С. Пушкина, и мы с супругом Эльмиром Николаевичем, переезжаем в его родной город Абакан. Через два месяца муж уехал в Москву на обучение в аспирантуре, а я осталась у его родителей.
Отец супруга Николай Онуфриевич Максимов в течение 15 лет преподавал географию в Абаканском учительском институте. Позже в созданном на его базе Абаканском государственном педагогическом институте занимал должность проректора по заочному отделению. В 1961 году в АГПИ открылся биолого-химический факультет и спустя несколько лет Николая Онуфриевича пригласили на должность преподавателя геологии.
Зная, что в Абаканском пединституте открылся биологический факультет, попыталась устроиться на работу. Первая встреча с завкафедрой Яковом Федоровичем Дырдой, затем с деканом – Тамарой Степановной Гранитовой. Недолгие беседы. Знакомство с факультетом. Тогда первые студенты очного отделения уже закончили второй курс, а заочники – первый. Постепенно пополнялся штат преподавателей. 3 февраля 1964 года, уже после рождения ребёнка, я стала штатным ассистентом.
Люди и время перепутываются досадным образом в жизни, но некоторые яркие личности остаются в нашей памяти. До сих пор помню уникальный «волжский говор» Надежды Андреевны Симоновой. С теплом вспоминаю Тамару Степановну Гранитову. Наверное, не было ни одного человека на факультете, который бы не получил от нее хотя бы каплю любви. Нам молодым она всегда помогала и подсказывала в трудных ситуациях. А как вёл занятия Виктор Васильевич Паницкий… Умный, строгий, сдержанный человек, никогда не повышал голос! А методика его работы говорила о высоком профессионализме.
Некоторое время Виктор Васильевич заведовал кафедрой ботаники. Он активно способствовал обновлению кабинетов оборудованием и наглядным материалом. Во дворе института под его руководством была построена лаборатория под открытым небом. Вместо крыши и стен была натянута металлическая сетка. Это сооружение долгое время использовалось студентами и преподавателями для учебно-лабораторных и научных исследований. В специальных сосудах выращивались растения для изучения влияния разных экологических факторов на их рост и развитие.
В 1970 году нашу кафедру разделили на две: химии и ботаники. В 1971 был сдан новый долгожданный учебный корпус. Как мы радовались тогда… Здесь и лекционные залы, и лаборатории. На нашем факультете был интересный зоологический уголок, который создали Борис Сергеевич Налобин и Александр Фартунов. Всех гостей института водили туда на экскурсию.
Учились мы друг у друга, повышали квалификацию каждые пять лет в Москве, Томске, Санкт-Петербурге, Новосибирске и т. д. Приглашали и к нам знакомых профессоров из разных городов. Мой наставник из Хабаровского педагогического института, профессор Андрей Петрович Нечаев приезжал читать лекции по систематике высших растений. Он прекрасно знал флору Дальнего Востока.
Выезжали мы с преподавателями и в разные районы Хакасии на полевую практику со студентами. Ребята за несколько лет собрали и изучили растения, произрастающие от Орджоникидзевского района до Краснотуранского. В 1970 году мы заказали из Никитского ботанического сада около 100 гербарных листов. Я долгое время была хранителем гербарного материала.
Заочно проучившись четыре года в аспирантуре в Перми, я в 1988 году защитила диссертацию в МГУ и была переведена на должность старшего преподавателя. Через два года – избрана на должность доцента кафедры ботаники. В институте проработала ровно 50 лет, но до сих пор не прерываю связь с любимым ХГУ».