РЖД хочет внести изменения в систему квотирования перевозок угля, чтобы повысить доходность и избежать финансовых потерь. Гендиректор компании Олег Белозеров обратился к президенту России с предложением об отмене квот для угледобывающих регионов на вывоз угля в восточном направлении с 2025 года. Если квоты сохранятся, РЖД может потерять около 25 млрд рублей дохода.
Как сообщал «Пульс Хакасии» и как подтверждает РБК, гендиректор ОАО «РЖД» указывает на то, что доходы от перевозок коммерческих грузов в 1,8 раза выгоднее перевозки угля.
С 2020 года квоты регулировали перевозку угля, чтобы справиться с ограниченной пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры. По данным Белозерова, сохранение квот ограничит транспортировку более доходных грузов на 15 млн тонн, что повлечет за собой уменьшение доходов и финансовых возможностей компании.
Белозеров предлагает сохранить соглашения только с Кемеровской областью (удивительное совпадение: нынешний глава Минэнерго РФ — это бывший глава Кемеровской области), тогда как отмена соглашений с другими угледобывающими регионами позволит РЖД более гибко реагировать на изменения рынка и эффективно использовать пропускную способность.
Между тем отмена квот может вызвать серьезные трудности в ряде регионов, включая Хакасию, Туву, Бурятию и Иркутскую область.
«Пока все указывает на то, что уголь останется на месторождениях, что приведет к сворачиванию добычи в указанных регионах», — приводит РБК слова Максима Худалова, главного стратега инвестиционной компании «Вектор Икс».
Сворачивание добычи означает если не полное закрытие угольных предприятий в нескольких регионах, то приостановку их работы на неопределенный срок. А это не только разрушенная экономика и резкий рост социальной напряженности в отдельных субъектах, но и удар по экономике государства в целом, о чем «Пульс Хакасии» уже писал.
И этого государственная компания (а РЖД — государственная компания, единственным акционером которой является Российская Федерация, а полномочия акционера от имени государства осуществляет Правительство РФ) допускать никак не должна, несмотря на желание директора повысить прибыль в ущерб тому, что не входит в сферу коммерческих интересов организации.
При всем этом следует отдельно отметить, что РЖД далеко не бедствует и 25 миллиардов, за которые так бьется Белозеров, это, конечно, весомая сумма, но в предыдущем году консолидированная выручка ОАО «РЖД» превысила 3 триллиона, а чистая прибыль составила 170 миллиардов рублей. В первом полугодии 2024-го совокупный доход превысил 160 миллиардов рублей.
В целом же, как следует из отчета, опубликованного на сайте РЖД, на 30 июня 2024 года компания имела 967 миллиардов 367 миллионов рублей нераспределенной прибыли и резервов. То есть почти триллион рублей.
Какая необходимость толкает О.В. Белозерова на добычу дополнительных 25 миллиардов ценой экономических и социальных коллапсов нескольких российских регионов? Этого мы понять не можем. Надеемся, что и в Правительстве РФ тоже эту идею не поддержат.
Вячеслав Крюков
Так рубят сук, на котором сидят, чтоб на карман набить.
Всегда важнее кормушка боссов, чем жизнь людей в регионах.
Интересно, кто там в бункере решает судьбы миллионов?
Какой алчности надо достигнуть, чтобы жертвовать целыми регионами?
РЖД видать забыли, что работают на страну, а не наоборот.
Корпоративные интересы превыше народа? Классика.
Есть понимание что собрать деньги с умирающих угольщиков не реально. Отрасль сдулась и это поняли в правительстве. Крупные игроки перемещают свои интересы в регионы поближе к портам и погран переходам и они протянут ещё какое то время. А федералам проще подкинуть в регионы денег взамен выпадающих доходов. При этом доходность РЖД вырастет, угля станет меньше а остальных грузов с более высокой доходностью, больше. Всё это позволит увеличить наполняемость федерального бюджета. Высвободится определённое количество рабочих рук, которые поедут на вахты и не только. Всё это решает ряд вопросов в короткой перспективе. А вот в долгую это жуткие последствия в таких регионах… Подробнее »