Собирать депутатов регпарламента на внеочередную сессию, кажется, становится делом привычным, а поводом для этого может стать любой, даже рядовой вопрос. Таковой была августовская встреча в стенах Верховного Совета, когда обсуждалась тема статуса Абакана. Напомним: Сергей Сокол, аккурат перед сентябрьскими выборами, решил разрубить гордиев узел и поставить точку в вопросе о финансовых привилегиях для столицы региона.
И вот теперь очередная внеочередная сессия, которая, впрочем, является едва ли не полным антиподом предыдущей. Судите сами: республиканской казне не хватает звонких монет, и чтобы их стало больше, Москва просит, в качестве ответной меры, урезать расходы, запланированные бюджетом на этот год. Вопрос настолько серьезный, что для его решения отведены конкретные сроки, а предполагаемая для выделения финансовая помощь (2 млрд 819 млн 795 тысяч рублей) поможет решить ряд ключевых для территории проблем.
При этом региональная власть, напротив, предпочла бы избежать публичного обсуждения данного вопроса, так как депутаты смогут ткнуть носом республиканский Минфин в те цифры доходов и расходов, которые главный казначей Хакасии Тугужеков рьяно отстаивал еще в прошлом году.
А ругать действительно есть за что. Только вдумайтесь: показатели по расходам бюджета будут сокращены по 16 пунктам! На их реализацию в документе, одобренном в своё время Верховным Советом, были заложены сотни миллионов рублей. Их в 2024 году республика хотела бы получить, но не получила.
Конечно, федеральный центр такой финт ушами не оценил и потребовал исключить, например, обслуживание коммерческих кредитов. Хакасия сэкономит на этом аж 244 миллиона рублей! Для рядового гражданина данная цифра астрономическая. И осознание того, что регион мог отдать такие деньги банкам, возмущает многих жителей не самого богатого региона России.
Справедливости ради, у людей есть и иная точка зрения: вместо того, чтобы сокращать расходы, нужно искать способы увеличивать доходы. Однако у Хакасии и на этом поле всё не так радужно. «Сырьевые» налогоплательщики могут сколько угодно увеличивать, например, добычу угля, но железнодорожники не отправят полученные сверх лимита объемы из республики. В следующем году монополисты и вовсе просят президента не продлевать с регионами действующее соглашение на вывоз горючего камня.
Вот и получается, что куда ни кинь, всюду клин. Хотя, конечно, многое зависит от человека, который способен выбрать направление данного броска. У Хакасии, напомним, теперь такой человек есть. Забыли уже? Просим любить и жаловать — Николай Шульгинов. Мы его месяц назад себе в качестве нового депутата Государственной Думы выбрали. Он еще министром энергетики России был, а сейчас возглавляет это же направление в нижней палате парламента. Констатируем факт: время идет, а помощи Хакасия пока от него не видит. Хотя проблемы вот они, на поверхности, и цепляются одна за другую.
А ведь ездил по Хакасии в компании Коновалова и Сокола, слушал о проблемах государственного и частного масштабов. Угрюмо кивал в ответ, а после победы на выборах улетел в столицу и… поминай как звали.
Сейчас спим и видим, как Николай Шульгинов, словно рыцарь на белом коне, 9 октября въезжает в зал заседаний Верховного Совета на внеочередную сессию и помогает латать прохудившийся бюджетный мешок. Но это лишь наши мечты и мысли, которые появились после навязчивой предвыборной кампании и до сих пор не выветрились из головы.
Уверены, что будет всё гораздо прозаичнее: для решения важного бюджетного вопроса на трибуну выйдет всё тот же Тугужеков (хотя он может отправить на растерзание кого-то из своих замов) и будет рассказывать о героическом сокращении трат и плюсах, которые ждут от этого всю Хакасию. Затем Сокол и его команда завалят выступающего тоннами вопросов и колкостей, а сочувствующие спикеру медиаресурсы растиражируют данные речи. И… на этом всё закончится.
Очень бы хотелось, чтобы эта важная для благополучия региона сессия не стала позором всех ветвей власти. Чтобы депутаты не брызгали ядом, держали себя в конструктивных намерениях, а чиновники, в случае чего, могли достойно принять удар. А еще чтобы представители Хакасии в обеих палатах парламента страны подключились к решению её многочисленных проблем.
Впрочем, опять мы что-то замечтались.
Александр Соловец
Заседания как шоу – кто в главной роли на этот раз?
Шульгинов в Думе – хакасская надежда или украшение парламента?
Сколько еще “внеочередных” будет?
Может доходы региона и правда стоило бы пересмотреть?
Ну и где же обещанное влияние Шульгинова?
Экономия на коммерческих кредитах это успех или неудача?