В Ширинском районе, неподалеку от села Ефремкино, неустановленные лица уничтожили сарчин. Это не первый акт вандализма – сарчины, священные коновязи, являющиеся знаковым элементом национальной культуры, довольно часто подвергаются нападениям.
Несколько раз уничтожали сарчины даже на горе Уйтаг, в месте однозначно сакральном не только для представителей коренной национальности, но и для всех, живущих в Хакасии, хотя бы потому, что природа – храм.
Естественно, подобные вещи не остаются незамеченными и вызывают настоящую бурю эмоций в интернет-обсуждениях. «Боги накажут!» – утверждают одни. «Бог простит» – оппонируют им другие. И вот тут-то хотелось бы уже ясности.
Мы живём в многонациональной республике – это аксиома. Мы живём в России – это многонациональная страна. За долгое время выработались определённые нравственные постулаты – но этого, к сожалению, недостаточно. Современное государство живёт в рамках закона. Однако в том, что касается существования именно этого культурного и сакрального символа в республике, закон безмолвствует.
По словам известного учёного, ныне заместителя директора по научной работе музея-заповедника «Шушенское» Леонида Ерёмина, местных законодательных актов, касающихся как установления сарчинов, так и вообще их определения в шкале ценностей, пока не существует. На федеральном же уровне даже и не знают, что это такое.
– Сарчины в Хакасии начали повсеместно устанавливать в девяностых годах прошлого столетия – возникло это движение как форма воссоздания родовой памяти. Это вполне объяснимо. Но, учитывая современные веяния, всё трансформировалось, и сегодня сарчины чаще служат местом обозначения туристического объекта. По сути, устанавливать их можно практически везде, кроме тех мест, где существует перечень необходимых мер к ограничению по такой установке – памятниках природы, национальных парках. Ну и не попадают сарчины пока ни под какую юрисдикцию – они не определены как памятник нематериального культурного наследия, не внесены в Реестр объектов нематериального наследия Республики Хакасия, – объясняет учёный.
Однако отношение народа к сарчинам уже требует некоторой определённости местных министерств и ведомств.
Для традиционной культуры сарчин – священная коновязь, к которой духи привязывают своих коней перед тем, как начать сеять добро и другое разумное, хорошее, вечное для народа. И за это время к ним возродилось трепетное отношение.
Напомним, что, даже убирая старый сарчин, хакасы сохраняли его, пряча в укромное место или на крышу юрты – чтобы никто не мог перешагнуть или сесть на него, и уж тем более ни в коем случае нельзя было сжигать священную коновязь – тогда опасность грозит всему народу.
Их варварское уничтожение воспринимается достаточно болезненно, ведь согласно тюркским традициям даже враги, захватив территорию, уведя людей в рабство и забрав весь скот, никогда не уничтожали коновязь, давая возможность покорённому народу возродиться.
Но нельзя забывать и о том, что установка священной коновязи не должна носить элемент случайности. Она требует определённых условий.
Об этом рассказала Татьяна Тюкпеева (Карачакова), гид-экскурсовод по сакральным местам Хакасии.
– Не буду вдаваться в подробности о значимости символа сарчин для хакасского народа. Скажу лишь, что в Хакасии много почитаемых и известных, а также много забытых священных мест. Считаю, что священную коновязь где попало, в общественных местах – просто потому, что так захотелось, – не устанавливают. Прежде нужно обосновать значимость этого места для народа, выявить те смыслы, которые согласно традиционным, историческим, географическим, этнографическим фактам обозначат его особенный статус. Действуя иначе, устанавливая коновязи там, где удобно, а не там, где необходимо, мы сами обедняем свою историю и культуру, показываем потребительское к ней отношение, – говорит Татьяна.
По её мнению, к рассмотрению вопроса по установке общественного священного сарчина местные жители или инициативная группа должны приглашать историков, этнографов, археологов, муниципальные власти – то есть необходимо разработать алгоритм действий и обоснование этих действий, чтобы обществу была понятна их значимость. Тогда это будет реальная святыня, на которую вандалы если и посягнут, то могут понести ответственность за уничтожение.
Пока же виновных даже не ищут – а смысл? По сути ведь наказать их не за что.
Но только это вопрос времени. И в нём назрела необходимость разобраться.
Мария Орлова
Вот! Правильно пишут! Нельзя святыни устанавливать где попало и как придётся. И необходимо советоваться с местным населением!
Как попала их и не ставят. Инициаторы установки знают где и зачем ставят. И без знающих людей, хранителей традиций не обходится
Нельзя спиливать хакасские святыни! Кто так делает, сам себе на голову кару привлекает!
Каждую культуру нужно уважать! В Абакане и мечеть есть, и костёл, евреи и цыгане — всё мирно живут. Это недоумки только могут додуматься сарчин спилить
Ну… не всём могут нравиться эти столбы, обвязанные тряпками. Иногда это выглядит неаккуратно
Вопрос правильно поставлен, и он не из области ” Нравится- не нравится”. Памятники, любые, должны попадать под юрисдикцию закона
Просто так, по желанию человека или даже группы людей они не устанавливаются. Пока это не упорядочить, акты вандализма не будут прекращаться
Ха-ха-ха, вы считаете, что это блюстители чистоты и порядка уничтожают коновязи? Сжиганием и спиливанием?
Ну как такое возможно! Кому мешают наши сарчины?
ну раз уничтожают, значит, мешают. Были времена, когда храмы разрушали. Это было и, к сожалению, имеет место быть и сейчас
А сколько в Хакасии таких коновязей? Я так понимаю, что это родовой знак? Сколько родов, столько и сарчынов?
Это не только родовой знак. По сути, сарчином обозначается место, где присутствие Высших сил, Горных духов наиболее вероятно — обычно это опасные перевалы, ущелья, горные вершины. Их ставят как некое предупреждение, что здесь обычному человеку следует вести себя осторожнее. Кроме того, повязав чалама на такой сарчин, можно просить у духов благополучия, здоровья, и.т.д., и.т.п.
Конечно, объясните это жителям Ефремкино! У нас никто не спрашивал за этот сарчин. Просто приехали, установили на перекрёстке пяти дорог. А некоторые считают, что в таких местах черти селятся. Испокон веков перекрёсток нечистым местом считается
Перекрёсток наверняка не в ровной степи, а на неком перевале. Почему хакасы не могут поставить этот знак на своей земле? Тем более, что никаких законов не нарушают. Кто-нибудь из собственников земли обращался в суд с просьбой убрать коновязь?
Ну в том то и дело, что в ровной степи. Там неподалеку Тропа предков, где установлены обрядовые сарчины, несколько, но вот именно этот вызвал почему то раздражение и неприятие
Вообще установление любого памятного знака, например, мемориальной доски, столько требует согласований с властными структурами, что задумаешься — то ли делать, то ли не браться вообще. А здесь, получается, захотел — сделал, так что ли?
На мемориальной доске есть текст и власти не всё равно, что там написано. А сарчин – это традиционный знак у хакасов. Никакими законами не запрещён
Видите в чём дело — не запрещён ещё не значит, что разрешён. Просто нужно уже действительно создать под него какой-либо законодательный акт. Иначе и варварство продолжится, и виновных в нём наказать не смогут. Да и искать не будут