Уникальные довыборы в нижнюю палату российского парламента с первым в истории двухпартийным кандидатом Николаем Шульгиновым закончились, и уже можно называть вещи своими именами.
От начала и до конца избирательной кампании 73-летний самовыдвиженец являлся системным политиком с чёткой связью с партией власти. И как только получил мандат, то практически на следующий день вступил во фракцию «Единой России». И это несомненный успех, только совсем не для КПРФ. Больше того, можно смело предполагать, что в Хакасии победа вроде бы кандидата от коммунистов принесла им больше вреда, чем пользы.
Об этом уже в открытую говорят знакомые нам члены партии, однопартийцы Валентина Коновалова. Люди чувствуют себя оскорбленными, ведь их просили поддержать типичного федерального политика из «Единой России». Также внутри партии недоумевают, зачем надо было объединяться с идейными соперниками на муниципальных выборах глав Боградского и Бейского районов?
«Наш ядерный электорат, — рассказывают давние члены КПРФ, — не захотел голосовать за согласованных кандидатов в муниципальных выборах». Избирателям не понравилось, когда, например, на красивых листовках они читали «Единая Россия» за Галину Лейтис!». Была ли это чья-то провокация, или штаб кандидата сознательно пошёл на такую политическую технологию по образцу «единого» Шульгинова, так и осталось засекречено. В Боградском районе, где коммунисты всегда били единороссов, подобная уловка не нашла понимания у народа.
Появилась у КПРФ и ещё одна большая электоральная проблема. И не только у рядовых коммунистов, а у множества избирателей в республике возникло стойкое убеждение, что довыборы в Госдуму — явная режиссёрская постановка, где им отводится роль статистов. Отсюда и крайне низкая явка и весьма скромные результаты Николая Шульгинова, и, напротив, очень хорошие цифры у ставшего вторым справедливоросса Владимира Смышляева, почти не проводившего при этом агитации. Если бы коммунисты, к примеру, выдвинули местного и узнаваемого Валерия Старостина, то г-н Шульгинов мог бы и пролететь мимо думского кресла.
К следующим выборам КПРФ должна крепко задуматься о том, стоит ли связываться с историями договорных кандидатов, тем более что избиратели Боградского и Бейского районов подали политтехнологам и партийному руководству в Хакасии недвусмысленный сигнал: чихать они хотели на межпартийные договорчики. Неужели коммунисты забыли, что в Хакасии было и никуда не делось протестное голосование? В ином случае никаких болячек у одного бывшего кандидата в губернаторы не нашлось бы, и он боролся до конца.
Так что КПРФ придётся (если, конечно, у них есть цель быть, а не казаться партией власти) выстраивать заново мостики со своим электоратом в Хакасии. Выборы с едиными кандидатами показали, что все такие хитроумные комбинации выгодны в конченом итоге по большей части для «Единой России». Верить, что для КПРФ расчистили дорожку, положили коврик и разве что стрелочки не развесили указательные к должности того же главы района, было наивно. Как однажды сказал глава нашего государства, Владимир Владимирович: «Нас опять надули, обманули».
Сагай Лом
Как обычно, разводят народ. Ничего нового.
И поверили в честные выборы, ага.
Протестный электорат? Ага, видимо он “протестует” дома, перед телевизором.
“Единая Россия” всех переиграла и не удивительно. Как всегда, кстати.
Коммунисты на местах следуют заветам Зюганова, который всегда продавал идеи коммунизма и предавал своих избирателей.
Даже коммунисты теперь за Единую Россию играют, куда катится мир?