ДомойКультураКоллекция эстампажей залоговой стоимостью 80 миллионов долларов экспонируется в главном музее Хакасии

Коллекция эстампажей залоговой стоимостью 80 миллионов долларов экспонируется в главном музее Хакасии

-

В Хакасском национальном краеведческом музее имени Л. Р. Кызласова 6 сентября открылась знаковая выставка «Наскальные рисунки и тагарская керамика».

На ней стараниями главного художника ХНКМ Владимира Агеева и начальника археологической экспедиции музея Эдуарда Киргинекова представлен огромный пласт истории Хакасии. Представлен в двух ипостасях – материальной, обыденной, и высокодуховной.

Керамика — это о том, как люди жили «в миру», как готовили пищу, хранили её, как создавали. На выставке можно увидеть самую разнообразную посуду древних предков, более ста образцов кувшинов, котлов, чашек, маленьких курильниц, горшков, относящихся к тагарской археологической культуре (VIII-III века нашей эры).

Часто изделия похожи, но это как раз о том, что производство посуды из глины в это время было одним из самых массовых производств на территории Хакасско-Минусинской котловины. Именно во времена тагара керамические сосуды становятся стандартизированными и унифицированными — а это уже показатель высокого уровня развития общества.

— Мы долго работали над этим проектом, и вот — случилось. Добавлю, что выставка эта — не только археологические экспонаты. Это наше наследие, классический музейный проект, результат многолетней, не всегда видимой глазу кропотливой работы, — говорит директор музея, известный учёный-археолог Андрей Готлиб.

Добавим, работы не одного поколения учёных и художников, десятилетиями собиравшим артефакты прошлого. И сегодня мы можем видеть их соединёнными в единое полотно. Это касается коллекции эстампажных копий петроглифов, которые с семидесятых годов прошлого века делал первый заслуженный художник России в Хакасии Владимир Феофанович Капелько совместно с супругой, археологом Эрой Антоновной Севастьяновой.

В результате их самоотверженного труда и таланта Хакасский национальный краеведческий музей обладает самой большой коллекцией эстампажей петроглифов.  Собрана же коллекция благодаря изобретённому Владимиром Капелько методу микалентного копирования, который сегодня известен во всём мире как «Метод Капелько».

На открытии выставки говорилось о том, что художник Капелько не просто копировал наскальные изображения, он создавал из них художественные произведения, которые никто из живущих ныне повторить не может. Именно поэтому работы, выставленные сегодня в ХНКМ, в девяностые годы прошлого века, стали предметом хитрых финансовых манипуляций и были вывезены за рубеж контрабандным путём.

Здесь, в Хакасии, в то время, (1993 год), посчитали коллекцию никчёмной.

Но в те же дни специалисты Российского института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН выдали работам Капелько сертификат, в котором отмечалось: «…Разработанный В.Ф. Капелько метод обеспечивает не только точное воспроизведение наскальных рисунков, но и отличную долговременную сохранность отпечатка. 150 листов сделаны с памятников, безвозвратно утраченных, что переводит их в статус оригиналов-уникумов, 240 листов содержат изображения, которые никогда не публиковались. Значение коллекции определяется высочайшим научным потенциалом, технологическим совершенством, уникальностью…»

Подтвердив её залоговую стоимость в 80 миллионов долларов США, экспертная комиссия резюмировала: «Коллекция должна получить статус особо ценного объекта культурного наследия».

Но именно с этим сертификатом коллекция была вывезена за рубеж. Как говорят, под видом эксклюзивных обоев. И почти 18 лет выставлялась там в разных европейских городах и, возможно, была бы навсегда утрачена, но за дело взялись спецслужбы и дипломаты.

По словам тогдашнего представителя пресс-службы УФСБ по Красноярскому краю Стеллы Алексеевой, «…в результате оперативно-розыскных мероприятий, проведённых при содействии Росохранкультуры и российских дипломатов, все работы, представляющие огромную научную и художественную ценность, найдены и добровольно переданы представителям российского МИДа».

В 2011 году в Хакасию вернулись пять больших эстампажных полотен, заложенных в 1993 году в один из банков Германии, а так же полторы сотни эстампажей, находившихся на ответственном хранении в Париже. Утраченными считаются ещё 70 копий — пока о них ни слуху ни духу. Да и не ищет никто.

В музей же коллекция-путешественница была передана в виде рулонов. Конечно, ей требовалась реставрация и художественное оформление. Эстампажи Капелько ведь ни что иное, как искусно выполненные микалентные копии, наклеенные на холст. Выстроенная композиция и то, что называют душой картины, внесённой талантливым мастером делают их художественными произведениями высочайшего уровня.

Владимиру Агееву предстояла нелёгкая задача — реставрировать полотна художника, достойно обрамить их. Теперь они ещё и настоящие музейные экспонаты. Это титанический, многолетний труд Владимира Капелько и Эры Севастьяновой, оформленный с помощью творческих и технических идей Владимира Агеева. И сегодня те работы, которые вполне могли быть потеряны для республики, может увидеть каждый.

Мария Орлова

Пульс Хакасии в telegram

10 КОММЕНТАРИИ

Подписаться
Уведомление о

10 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
Светлаков
3 дней назад

Удивительный Капеля и совершенно
невероятная история с его произведениями. То, что их удалось вернуть на родину, в Хакасию — повод для гордрсти. То, что сегодня их может увидеть каждый на самом деле удивительно и очень хорошо!

Денис с.
3 дней назад

В Хакасии не ценят настоящее. Коллекция Владимира Феофановича — этоиу свидетельство

Не в деньгах дело
3 дней назад

Никто художнику за эту драгоценную коллекцию и спасибо не сказал. Не ценят у нас художников

Художник
2 дней назад

Видел эти работы очень давно. Боялся, что рассыпятся они в труху и ничего не останется. Поэтому идите и смотрите!

Надежда О...
2 дней назад

Потрясающая тема выставки! Хакасский музей владеет сокровищем! Сколько художников построили своё творчество, используя древние петроглифы. Взаимосвязь через века, благодаря созданному Владимиром Феофановичем Капелько методу копирования наскальных изображений.
Хотелось бы прямо сейчас попасть в Абакан…

Троль
2 дней назад

Жил был художник один. Ходил по свету босиком, малевал картинки. Был веселый, имел много друзей — и всего один парадный пиджак. А когда умер, через много- много лет оказалось, что сохранил историю и культуру Хакасии и наследство его не имеет цены

Искусствовед
Reply to  Троль
2 дней назад

Так и есть! Огромное количество петроглифов, сохраненных Капелько, сегодня утрачены. Эти артефакты сохранены только в эстампажной коллекции художника

Прохожий
2 дней назад

Помню, что сразу после возвращения из-за границы эти работы Капелько экспонировались в Красноярске у нас, в Культурно-историческом центре на Стрелке. Год, наверное 2011. Висели прямо полотна огромные, сверху вниз. Очень все были впечатлены этой выставкой, громадой замысла Владимира Феофановича, который объединил искусство древних художников в один неповторимый проект. Это дорогого стоит

Коляй
2 дней назад

А сколько будет работать эта выставка?

Горожанин
2 дней назад

Владимир Феофанович Капелько и Эра Антоновна Севастьянова, их работы и труды — достояние республики которое нужно оберегать и популяризировать. Спасибо Хакасскому национальному музею за такие выставки

10
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x