ДомойПолитикаЧто дальше с энергетиками? Работники, популисты и потребители: ситуация в Хакасии

Что дальше с энергетиками? Работники, популисты и потребители: ситуация в Хакасии

-

Сложно ли быть энергетиком? Вряд ли, не будучи представителем этой профессии, можно ответить на такой вопрос, но с точки зрения предпринимателя понять их можно. В моей работе и работе энергетиков есть схожесть.

В сознании населения все те, кому мы передаём свои деньги, представляются, мягко скажем, не очень любимыми. Это чистая психология. Мы очень редко думаем о том, благодаря чему у нас есть напряжение в розетках, почему работает холодильник и телевизор. А чтобы мы могли выполнять привычные действия, жить обыденной для современного сознания жизнью, ведётся зачастую невидимая, но в то же время кропотливая, тяжелая и подчас очень опасная работа энергетиков.

19 июля представители Россети Сибирь, во главе с приехавшим генеральным директором Павлом Акилиным, провели пресс-выезд на несколько своих объектов, где можно было наглядно увидеть текущую работу энергетиков и получить ответы на интересующие вопросы.

Первым объектом, который мы посетили, была Калининская подстанция 110 кВ. Она введена в эксплуатацию в 1983 году и служит для обеспечения бытового и промышленного потребления города Абакана.

С 2010 года на ней проведена замена ряда силового оборудования на сумму 160 млн руб., всё заменяемое оборудование уже соответствует современным стандартам. В следующем году планируется полная модернизация подстанции.

Вообще, хакасский филиал Россети Сибирь – крупнейшее распределительное сетевое предприятие республики, снабжающее электроэнергией 85% территории региона (кроме центральной части города Абакана, городов Абазы и Сорска, посёлка Усть-Абакан – здесь функционируют другие территориально-сетевые организации, всего в Хакасии их шесть). В структуре филиала 10 районов электрических сетей, которые базируются в муниципальных образованиях Республики Хакасия. Благодаря работе предприятия создано 1300 рабочих мест. Общая протяженность линий электропередачи предприятия превышает 10129 километров, 178 983 опор ЛЭП, 83 подстанции уровня напряжения 35кВ и выше. Используется 277 единиц спецтехники. Благодаря этому 156 000 точек подключения потребителей, которые находятся на обслуживании филиала, имеют бесперебойное энергоснабжение.

В этом году Россети Сибирь в целом планирует ремонт 700 километров линий электропередач, из которых 500 км уже пройдено и проведена замена 1063 опор из 1747, поставленных в плане на замены. Полностью текущий и капитальный ремонт оборудования будет завершен в октябре, перед началом осенне-зимнего периода, несмотря на то, что есть задолженности перед подрядчиками и поставщиками (200 млн просроченной задолженности).

Не секрет, откуда у энергетиков возникает задолженность перед поставщиками и подрядчиками – из-за накапливающегося долга республики. Необходимо отдать должное Павлу Акилину. Он сказал: «Сегодня мы поговорили спокойно, поговорили конструктивно. Договорились, что на следующей неделе появятся три документа:
– дорожная карта перехода муниципальных и унитарных предприятий на другую форму хозяйствования (муниципально–казенные, чтобы была ответственность бюджета);
– дорожная карта по формированию единого расчётного центра, чтобы деньги не «растворялись», а доходили до энергетиков;
– график платежей до конца года, где мы должны выйти на 100% платежей. Мы пока не производим ни одного отключения по предприятиям ЖКХ. Соответственно ждём, что начиная с 1 июня этого года, мы получим 100% платежей».

Надо отметить, что 1 июня уже прошло, но обещанных платежей энергетики так и не увидели, а с ноября прошлого года прирост задолженности республики перед энергетиками составил более 400 млн рублей. Ситуация с платежами действительно тяжелая, и как бы ни хотелось перестать сравнивать предыдущее и нынешнее правительство, это всё же придётся снова сделать. Цифры всегда отражают картину без эмоций, но при этом хорошо дают оценку компетентности управления.

«По договоренности с Сергеем Ивановичем Меняйло, мы старую задолженность не трогаем. Но тем не менее не могу об этом не сказать, весь объем накопленных долгов 1 млрд 800 млн рублей. Для сравнения: 1,7 млрд – это стоимость всего Хакасэнерго в год: ремонтный фонд, заработная плата персонала, амортизация. На сегодняшний день долг 550 млн рублей по предприятиям ЖКХ, с момента когда мы стали исполнять функцию гарантирующего поставщика, то есть с 1 апреля прошлого года. Но более 400 млн приросло с начала отопительного сезона, то есть с 1 ноября 2018 года. Динамика прироста долгов по сравнению с предыдущими периодами ужасающая». По моим подсчётам, это примерно 150-200 млн в среднем у прошлого правительства за год и 600-800 у нынешнего.

Речь П.Е. Акилина

При всём этом Акилин П.Е. говорит очень правильные слова, вызывающие только уважение: «Мы держим наше слово, потребители будут обеспечены надёжным энергоснабжением в течение всего отопительного сезона».

Что ещё хочу отметить, буквально за несколько дней до этого я был на пресс-конференции Правительства республики и пресс-конференции производственников, и разница в отношении к участникам просто разительная. На конференции по вопросам ЖКХ в Правительстве РХ после пяти минут зачитанного приветствия все СМИ удалили, объявив, что дальше будет закрытая часть заседания. Зачем вообще приглашать на подобные мероприятия, впустую растрачивая время людей из СМИ – непонятно. Как работают производственники? Что Павел Акилин, что Сергей Заворин охотно отвечали на все вопросы, больше того, они ехали в одном автобусе с представителями СМИ и продолжали общение в дороге. Производственники понимают цену времени, и спасибо им за это.

Следующий пункт нашего назначения была территория нового «поселка» ИЖС вблизи поселка Расцвет. Здесь можно было наглядно увидеть огромную проблему, которая влияет и на энергетиков, и конечном итоге, на нас с вами. Я имею ввиду километры неиспользуемых ЛЭП, которые есть по всей Хакасии.

Для справки: За период 2016-2018 годов филиалом ПАО «МРСК Сибири» – Хакасэнерго» выполнены мероприятия с инвестиционной составляющей по 5606 договорам технологического присоединения, инвестиционные затраты составили 1,2 млрд рублей! При этом фактическое присоединение осуществлено лишь по 3978 договорам, невостребованными остались 1083 договора, для реализации которых Россети Сибирь в Хакасии затратили 0,782 млрд рублей. Кроме того, по инициативе заявителей расторгнуто 545 договоров, затраты по которым составили 0,11 млрд рублей.

Сергей Заворин, говоря о линиях близ Расцвета отмечает: «То, что видите, стоит 6 млн рублей. Это 3 км линии 10кВ. Всё в бетоне, всё в самонесущем изолированном проводе. По сути это полная перекладка одного сельского населенного пункта с нуля».

Присутствующие (и представители Россетей, и представители СМИ) с юмором и иронией говорят, что «строится» поселок, «растут» дома, а на самом деле вокруг всё поросло бурьяном и только гордо и одиноко красуются невостребованные линии. А ведь в то время, когда возводятся невостребованные линии в рамках закона, где-то в республике необходимы вложения в надежность инфраструктуры, а денег на это нет.

Вопросов много, в том числе и по необходимости таких ЛЭП, которые ставятся в рамках федерального закона, в том числе и по долгам, которые не могут наращиваться бесконечно. Рано или поздно из-за долгов, которые правительство РХ копит перед энергетиками, могут быть применены меры, которые прямым образом коснутся наших кошельков – это поднятие тарифов. Да, парадокс в том, что именно тот, кто громко с трибун заявляет о снижении этих самых тарифов, приходя к власти, не понимая, как вообще работать с ними, находит самое простое решение – в их повышении.

Это вариант возможен, несмотря на конструктивный подход энергетиков и их выдержанность. П.Е. Акилин сказал: «Мы люди разумные, мы не говорим, что давайте на 1 млрд закроем в год. Поднимем тариф и всё сразу соберём. У нас есть прекрасный опыт работы в других регионах. Вопросы тарифообразования присутствуют во всех регионах. Мы широкомасштабно идём на подписание регуляторных соглашений. Соглашения мы подписываем со всеми регионами, у нас де-факто осталось 2-3 региона, в которых они не подписаны, Хакасия – один из этих регионов. Мы можем растянуть это всё на определенный период времени. Как вариант – 10-летнее регуляторное соглашение, но для этого надо опять же понимать: когда, как, с каких источников и что с этим делать. Если это будет продолжаться, то по 800 млн рублей в год будет прирост долга по нашим оценкам. Сами понимаете, что никакой тариф этот долг не вытащит».

На мой взгляд, как раз самого главного параметра, о котором говорит Павел Акилин нет: нет понимания у правительства РХ когда, как и откуда возьмутся деньги. Напомню, что бюджет принятый на 2019 год – это бюджет с дефицитом в 4,9 млрд рублей, и каким образом они появятся в бюджете, до сих пор неясно, хотя идёт уже вторая половина года.

А ведь что такое деньги у энергетиков? Это не только возможные отключения, не только возможное поднятие тарифа, но и риски, которые могут коснуться каждого из нас. Проехав уже на территорию поселка Расцвет, главный инженер филиала МРСК Сибири “Хакасэнерго” Андрей Бунеев говорил: «У каждой опоры есть координаты GPS, есть своё местоположение, свой срок жизни – это примерно 25 лет. В нашем ведении сейчас 178 тысяч опор по Хакасии, чтобы поддержать срок жизни в 25 лет каждой опоры, мы в год должны менять примерно в 6 раз больше чем мы на сегодня это делаем, а это значит, что искусственно ставим срок жизни опоры в 60-70 лет, а это риски безопасности и бесперебойности энергоснабжения».

«Люди, которые у нас работают, они как саперы, без права на ошибку», – сказал Андрей Бунеев. Почему же люди, которые работают в правительстве, не берут за основу такой же принцип? Почему мы всё дальше и дальше закрываем глаза на то, что уровень компетентности политиков может стать в первую очередь нашими проблемами?

В пятницу я увидел реальную работу энергетиков, невзирая на неплатежи, невзирая на невостребованность, а значит, бесполезность многих работ в виде километров одиноких ЛЭП.

Я увидел ежедневный труд, благодаря которому наша повседневная жизнь не превращается в первобытную. Очень хочется, чтобы и работа правительства не ставила всё это под угрозу, чтобы они тоже начали работать, а не просто разбрасываться пустыми словами (как снижение тарифов ЖКХ и многих других), и вопросы закрытия долгов перед энергетиками начали бы уже претворяться в жизнь.

Александр Мяхар

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x