ДомойЭкономикаКак управленческие решения прошлого влияют на экономику Хакасии сегодня

Как управленческие решения прошлого влияют на экономику Хакасии сегодня

-

Кандидат экономических наук Татьяна Ковалева предлагает глубокий анализ экономической ситуации в Хакасии, рассматривая причины текущих финансовых трудностей региона. Через призму экономической теории она сравнивает успешные хозяйствующие субъекты с теми, которые находятся на грани банкротства, и подчеркивает важность долгосрочных управленческих решений. Ковалева приводит примеры из прошлого, иллюстрируя, как решения, принятые много лет назад, продолжают влиять на экономику Хакасии сегодня. Её взгляд на необходимость грамотной стратегии развития республики основан на понимании глобальных трендов и особенностей логистики, что делает анализ особенно актуальным в изменившихся геополитических условиях.

Антикризисное управление – всё зависит от желания довести начатое до конца…

В великом романе сказано, что «все счастливые семьи – счастливы одинаково, а все несчастные – несчастливы по-своему». Переложив эту фразу на профессиональный язык, экономист скажет, что все успешные хозяйствующие субъекты одинаково характеризуются сохранением финансовой устойчивости при получении стабильных доходов от использования имеющегося в их распоряжении имущества, а вот причин быть убыточным, закредитованным, неплатёжеспособным и т.д. великое множество.

Сегодня у нас принято удивляться как будто бы ниоткуда возникшим финансовым трудностям и не замечать связи между происходящим и теми решениями, которые принимались руководством Республики Хакасия много лет назад. А зря.

Как я когда-то говорила на лекциях по антикризисному менеджменту своим студентам: как камни в почках появляются не за один день, так и путь к банкротству занимает некоторое время, в течение которого хозяйствующий субъект демонстрирует сначала недостатки, затем грубые ошибки в управлении своим имуществом и финансами и только потом становится неплатежеспособным.

Очевидно, что текущее финансовое состояние республики является следствием управленческих решений региональных чиновников, которые были приняты не вчера и даже не позавчера, а годы, может быть, десятилетия назад.

И, к большому сожалению, в последнее время мы наблюдали некоторых людей, которые за время нахождения на ключевых позициях в управленческой иерархии республики не приняли ни одного значимого управленческого решения, которое повлияло бы на состояние социально-экономической системы региона, а просто катили по инерции того ускорения, по итогам тех решений, которые было заданы их предшественниками.

В качестве примера — когда-то, более 10 лет назад, слушали на каком-то мероприятии выступление Т.Г. Красновой, тогдашнего министра экономики Республики Хакасия, доктора экономических наук. Она сказала, что производство продукции в Республике Хакасия экономически нецелесообразно, так как транспортное плечо перевозки готовой продукции до потребителя, что на запад, что на восток, слишком большое.

Когда шла работа по проектированию космической станции, которая должна была совершить посадку на поверхность Луны, самым сложным оказался вопрос — а какая она, поверхность Луны? Газообразная, вязкая, пыльная? И тогда Сергей Павлович Королёв в служебной записке написал: «Поверхность Луны — твёрдая!», и поставил под этим свою подпись. Так он взял на себя персональную ответственность за возможную ошибочность этого предположения, и только реальная посадка автоматической межпланетной станции на поверхность спутника Земли подтвердила эту его гипотезу.

То, что говорила тогда Т.Г. Краснова, это были её гипотезы и допущения, на основании которых затем строились стратегии развития, принимались управленческие решения, так как у других властных товарищей на это не хватало смелости. Она, как С.П. Королёв, брала на себя ответственность, и кто-то скажет, что её гипотезы со временем подтвердились, а кто-то скажет, что именно такой подход привел к тому, что Хакасия продолжает оставаться субъектом РФ, в котором экономика строится на добыче и вывозе сырья.

Много раз разговаривала с практиками, которые мне поясняли, что с точки зрения логистики эффективной является та перевозка, в которой проезд порожняком будет минимальным. Поэтому тариф на грузоперевозки в Хакасию значительно выше, чем из Хакасии, потому что из Хакасии особо и нечего везти, поэтому автомобильные грузоперевозчики готовы демпинговать, везти что угодно, лишь бы не гонять свои машины порожняком.

Кроме этого, в изменившихся геополитических условиях говорить о том, что наш регион удалён от потребителей, как-то странно, потому что для начала надо уточнить: а кто эти потребители? Страны Западной Европы? В европейской части нашей страны построено много предприятий, которые были ориентированы на эти рынки, и в какой они ситуации оказались сейчас? Происходит интенсивно разворот на Восток — Хакасия в этом случае выигрывает, потому что мы географически находимся ближе к Китаю и Юго-Восточной Азии. Если говорить о южном направлении, то планы продолжения строительства железной дороги Курагино-Кызыл через Пакистан в Индию существуют, и их реализация уже не видится такой уж фантастической.

Таким образом, в изменившихся геополитических условиях логично будет отклонить гипотезу, что расположение региона делает нерентабельным производство продукции на нашей территории, в силу высоких транспортных издержек по доставке готовой продукции потребителю, и сосредоточить усилия на поиске тех предпринимателей, которые готовы перенести своё производство ближе к потребителям на глобальном Востоке и Юге, предоставив им для размещения в регионе уже имеющуюся инфраструктуру индустриальных (промышленных) парков и другие меры поддержки производителей, которые предлагают институты развития Республики Хакасия.

Кроме этого, считаю, что надо активнее использовать возможности международного аэропорта Абакана. При предварительных переговорах уже не раз приходилось сталкиваться с доводом, что из Китая можно доставить грузовым самолётом продукцию, в том числе с китайских маркетплейсов, но что везти в обратную сторону на регулярной основе? Здесь та же логистическая задача — не должно быть порожних рейсов, самолёт должен быть загружен полностью туда и обратно.

Также когда-то Т.Г. Краснова сказала, что в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов РФ Республике Хакасия не надо быть среди худших, но и не надо быть среди лучших, надо быть где-то посередине. Меня эта фраза тогда зацепила, потому что, исходя из элементарной логики, если не стремится на верх, но неизбежно будешь опускаться на дно.

Понятно, что когда ты посередине, то регион не хвалят, но и не ругают, ты вроде как на втором плане и можно тихо и неспеша проживать жизнь псевдоуспешного чиновника. Но, к сожалению, такая стратегия приводит к накоплению недостатков, которые перерастают в ошибки, и тут, да, главное вовремя сменить место работы.

Думаю, что приведённые выше примеры показывают, что разработка стратегии развития региона — это сложный процесс, который должен быть построен не на текущей конъюнктуре чьих-то частных интересов, а на понимании глобальных векторов развития технологий, потребительских рынков, с учетом целей развития России и лучших практик развития субъектов РФ лидеров национального рейтинга, с учётом вероятности возможных ошибок. Главное в этом процессе, как сказал министр обороны РФ А.Р. Белоусов, ошибаться можно, врать нельзя.

Татьяна Ковалева

Пульс Хакасии в telegram

6 КОММЕНТАРИИ

Подписаться
Уведомление о

6 комментариев
старее
новее большинство голосов
Inline Feedbacks
View all comments
waleri
4 месяцев назад

Здравствуйте! Прочёл статью с минимальным анализом прошлых ошибок г-жи Красновой. Прихожу к выводу, что был прав, когда говорил, что она совместно с г-ном Зиминым загнали ХАКАСИЮ в болото долгов -25 млрд рубл…. Молодец автор.Удачи и всего наилучшего в работе на благо жителям ХАКАСИИ.так я думаю

Иван
4 месяцев назад

Долгие годы увеличивали бюджет, но не увеличивали доходы в бюджет, увы

Шпиц
4 месяцев назад

Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

Арина
4 месяцев назад

Краснова права частично. Глупо завозить сырьё и вывозить продукцию.
Но так же глупо просто вывозить дешёвое сырьё без глубокой переработки.
Поэтому сказав “А”, надо было говорить “Б”, то есть уже тогда развивать производства из местного сырья как ископаемого, так и возобновляемого. И создавать предпосылки для роста этих отраслей.
Также задумываться о производствах, где стоимость сырья не составляет основную часть затрат. Например, где нужен человеческий капитал.
Но это надо уметь мыслить будущим.
Университет и должен быть тем местом, которое создаёт будущее. Поэтому жалко ХГУ и вместе с ним Хакасию. ХГУ создаёт кадры для прошлого.

Феликс Эдмундович
Reply to  Арина
4 месяцев назад

ХГУ – это церковно – приходское училище в сравнении с тем, что положено называть университетом. Уровень что преподавателей, что студентов – чудовищный
Сталкивался, и в ужасе.

Иван Петрович
4 месяцев назад

Всегда говорил: культура ума, стиль мышления – важнейшие ресурсы развития или деградации. Чем определяется процесс формирования стиля мышления – много факторов. В т.ч. где родился, у кого родился, профессия и с кем работал. И не только… За бугром проводились длительные по времени исследования, зависит ли тема канд ( у них докт.) диссертации от социального происхождения. Результат, увы, не в пользу социальных низов. Они формулировали свои темы узко и поверхностно, представители семей длительной интеллектуальной традиции, наоборот, амбициозно, глубоко и на большую перспективу. Поэтому в анализируемой ситуации мы и имеем установку на маленькие расстояния, маленькие проекты ( одна АЧА чего стоит! ))),… Подробнее »

6
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x