Выдвижение кандидатов в Госдуму от Хакасии станет маркером, показывающим, насколько самостоятельны политики республиканского уровня.
На днях произошло то, что должно было произойти. Валентин Коновалов и Сергей Сокол встретились с единым кандидатом от ведущих политических сил — КПРФ и «Единой России». Им станет экс-министр энергетики Николай Шульгинов.
Некоторые эксперты начали распространять сообщения с мыслью, что дело сделано — мандат депутата Госдумы у Шульгинова уже практически в кармане. Правда, допущена оговорка о том, что если кто-то из местных политиков осмелится пойти против двух ведущих политических партий, результат может быть другим.
В список людей, которые гипотетически могут так поступить, зачисляют Евгения Челтыгмашева, Валерия Старостина, Владимира Штыгашева, Валерия Шавыркина. Последний якобы уже вел переговоры с золотодобытчиками, которые готовы проспонсировать избирательную кампанию того, кто при удачном стечении обстоятельств будет представлять их интересы в парламенте. У золотодобывающего сектора в связи с введением моратория на геологоразведку возникли серьезные проблемы, поэтому сценарий вполне реалистичный.
Но с другой стороны, Валерий Шавыркин — известный политик Хакасии: работал заместителем Алексея Лебедя, руководил предприятием, работающим в секторе золотодобычи, а ещё раньше, в 1992 году, в течение нескольких дней был председателем Верховного Совета РХ. В общем, человек уважаемый и солидный, тонко понимающий правила системных расстановок, а потому на авантюры вроде противостояния «свой-чужой» (Шавыркин — свой, Шульгинов — чужой) вряд ли пойдет.
Из этих же соображений из списка «бунтарей» можно вычеркнуть Валерия Старостина. Ему есть что терять, так зачем рисковать ради победы, которой может не быть? Как говорил герой известного мультика: «Таити, Таити… Нас и здесь неплохо кормят».
Евгений Челтыгмашев хоть и сделал своего рода подвиг в 2021 году, пройдя казалось бы невозможный фильтр самовыдвижения, но наверняка он, как и Валерий Васильевич, прекрасно понимает, что когда две ведущие партии одобряют федерального политика, пусть даже варяга, то ввязываться в бой сомнительно с точки зрения дивидендов, можно больше потерять, чем приобрести. Мудрые политики достаточно адекватно оценивают все возможные последствия.
Пожалуй, единственный, кто может броситься на амбразуру, это Олег Иванов, но в данном случае желания могут не совпадать с возможностями.
Пройдя через ряд сложных избирательных циклов Иванов должен прекрасно осознавать: чтобы собрать тысячи необходимых подписей в свою поддержку, надо иметь сотни ответственных подписчиков и сотни тысяч рублей, чтобы оплатить их работу. Иначе положительный результат в виде регистрации кандидату не гарантирован. А ведь кроме этого надо ещё вести и саму избирательную кампанию, что тоже требует немалых затрат.
Ещё одного вероятного претендента — аксакала хакасской политики Владимира Штыгашева — в список «бунтарей» записать можно, но это не будет соответствовать стилю его работы в течение всей продолжительной карьеры. За десятки лет во власти в открытой политической борьбе Штыгашев замечен не был.
В советское время Штыгашева двигали по партийной линии вышестоящие руководители, в девяностых он был в обойме демократов, в нулевые и десятые — системным политиком. В прошлом году Штыгашев, хлопнув дверью, вышел из ЕР, и… впервые в своей карьере выборы проиграл. В случае с ГД ставки выше, а определенности никакой — фиаско может не быть, но может и быть.
У любого местного, даже малоизвестного, политика шансы на победу есть только в ситуации противостояния и розыгрыша карты «свой-чужой». Но такая игра в первую очередь не устроит Николая Шульгинова, которому нужна уверенность в победе, а не скандальная избирательная кампания с непредсказуемым результатом.
Так что, судя по всему, исход предстоящих выборов будет решаться в большей степени на уровне Валентина Коновалова и Сергея Сокола, которым предстоит особая миссия по приведению строптивого общества Хакасии к единому знаменателю-кандидату.
Александр Соловец
Какие шансы у Штыгашева, если проиграл даже в ЕР?
Челтыгмашев, Старостин – надежда хакасов или утопические фигуры?
Опять все будут играть по нотам власти
Если Шульгинов не пройдет головы полетят и у красных, и у белых))
На Коновалова и Сокола все свалили, а сами что, в кусты?
Николай Шульгинов – это кандидат от “народа” или от “элит”?
Шавыркин мог бы стать очень достойным представителем Хакасии