После выборов президента политическая система России претерпит некоторую трансформацию, ожидаются кадровые перестановки в Правительстве РФ, также прогнозируется варианты изменения партийной системы, порядка формирования Государственной Думы и региональных заксобраний.
Государственная Дума России сегодня формируется по смешанному принципу – одна часть депутатов избирается по одномандатным округам, другая часть по партийным спискам. Что касается партий, то в России сегодня их несколько десятков, однако тех, которые реально участвуют в политической жизни, гораздо меньше. Представительство в Государственной Думе и региональных заксобраниях имеют 5-7 партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Новые Люди», «Справедливая Россия», «Коммунисты России«, эпизодически проявляют себя «Зеленые».
По поводу действий на внешнеполитическом контуре позиция у всех системных политических сил единая, идеи по внутреннему развитию России тоже примерно схожие, в связи с чем вновь стала актуальной дискуссия о трансформации политической системы страны в сторону двухпартийной либо консервации её в рамках существующих парламентских партий, что на данном этапе выглядит более практично, потому что нахождение Зюганова, Миронова и Слуцкого в одной оппозиционной партии представить сложно.
Что касается представительства партий в Госдуме, то версии реформирования системы выборов нижней палаты парламента существуют разные. Например, возможно, что Госдума будет выбираться только по одномандатным округам, а кандидаты будут выдвигаться исключительно от партий (фактически сегодня так и есть, потому что собрать подписи в свою поддержку самовыдвиженцу очень сложно).
Для регламентации деятельности парламента, партиям будут давать определенную квоту на округа от которых они будут выдвигать своих кандидатов. Таким образом Госдума станет подобием Общественной палаты, ситуация в которой будет полностью контролироваться, но при этом сохранится партийное представительство и элементы традиционной выборной демократии.
По более радикальному варианту Госдума может стать подобием Верховного Совета советских времен, когда депутаты делегировались в парламент трудовыми коллективами (примерно то же, чем сейчас является предварительное голосование), затем проходили через процедуру голосования-референдума (в списке была одна фамилия) и ездили в Москву исключительно на съезды. Впрочем, на федеральном уровне, по мнению экспертов, такой вариант в сегодняшних реалиях пока вряд ли применим, но в регионах вполне возможен.
Напомним, что сегодня в каждом субъекте существует свое законодательное собрание, призванное разрабатывать и принимать законы. Но законодательная сфера четко регламентирована со стороны федерации, поэтому к региональным закосбраниям, в частности к Верховному Совету Хакасии, часто звучали и звучат претензии о том, что депутаты в основном занимаются приведением региональных законов в соответствие с федеральными, собственных же законодательных инициатив практически не разрабатывают.
При этом содержание региональных парламентов обходится в копеечку, особенно там, где все депутаты получают заработную плату. Хакасия в этом списке скорее исключение, чем правило – у нас на зарплате только председатели комитетов, но большая часть из них далеки от законотворчества. Кто вспомнит, какой новый закон предложили члены Президиума прошлого созыва ВС РХ Денис Бразаускас, Татьяна Янусик, Евгений Молостов?
Если заглянуть лет на десять назад, такая же история была, когда в Верховном Совете заседали другие люди, и с большой долей вероятности она повторится в действующем созыве. Из руководителей комитетов и комиссий за 5 лет работы только один или два предложат и доведут до ума какой-нибудь закон. Поэтому чем не вариант – отдать законодательные аспекты в ведение профильных специалистов, разбирать предложенные нормативные акты на разного рода общественных слушаниях или, например, экспертных советах, а потом принимать решение всеми депутатами, которые будут эпизодически собираться на сессии.
При такой схеме могут остаться не у дел разного рода партийцы, которым по традиции, договоренностям или ещё каким соображениям на 5 лет дают кресла руководителей комитетов и комиссий, но зато КПД Верховного Совета вырастет.
Федеральные и региональные эксперты уверены, что реформирование Госдумы и региональных заксобраний – объективная необходимость, а вот каким образом это будет сделано (или всё останется по-прежнему), узнаем уже в обозримой перспективе, ближе к выборам в Государственную Думу России, которые намечены на 2026 год.
Александр Соловец
Двухпартийной системы хватило бы
Так а кто эти профильные специалисты? Очередные “смотрящие”?
Министерства, которым для работы нужны новые законы или новые изменения. А они заказывают концепции, проекты законов научно-исследовательским организациям
Реформы нужны, но будет ли толк?
Звучит сложно. А на сколько это реально претворить в жизнь?
Новые законы предложат, или опять всё на словах останется?