ДомойПолитикаШагреневая кожа бюджета Хакасии

Шагреневая кожа бюджета Хакасии

-

Кредиты и субсидии могут не спасти правительство республики от социальных потрясений.

Деньги кончаются

Нестабильный бюджет – это в первую очередь удар по карманам граждан. Это когда врачи, учителя и другие категории бюджетников на собственном кошельке чувствуют ухудшение ситуации. Именно простые жители становятся главными пострадавшими от финансовой ямы, в которую все глубже погружается Хакасия.

Достаточно красноречивый маркер – исполнение бюджетных обязательств. Судите сами, с начала этого года правительство региона направляло на различные нужды в среднем 2,57 миллиарда рублей ежемесячно. К маю запас прочности прошлого года иссяк, и планка расходов резко упала до 1,75 миллиарда рублей. И праздники тут, конечно, ни при чем. Наоборот, май – начало интенсивного летнего сезона, когда нужно успеть привести порядок большое число самых разных объектов, обеспечить село соляркой и прочее, прочее…

Очевидно, что республиканская казна пустеет намного быстрее, чем наполняется. Системный кризис «проглотил» даже всплеск по доходной части, который был зафиксирован в начале года. Команда Коновалова не сумела удержать положительную динамику и опережающий рост доходов. Более того, к июню наполнение бюджета стало отставать от утвержденного графика на 0,8%. Это как если бы рванувший на стартовых секундах бегун, не пробежав и полкруга, оказался в аутсайдерах, еле перебирая ногами.

Что же повлияло на ситуацию? Во-первых, произошло резкое снижение поступлений по налогу на прибыль. Если в первые четыре месяца 2019 года ежемесячно бюджет пополнялся на 986 млн рублей, то в мае эта цифра составила всего 296,4 млн рублей. Кратное падение. Во-вторых, стали сокращаться субсидии из федерального бюджета, которые с января по апрель ежемесячно составляли около 553,6 млн рублей, а в мае упали до 304 млн. Тоже кратно. Если сравнить результаты первого полугодия прошлого и нынешнего года, то разница по субсидиям из федерального бюджета составит 756 млн рублей. Неслабо, даже без учета инфляции.

Какие варианты действий?

Рассмотрим некоторые возможные шаги финансового блока правительства Хакасии по удержанию ситуации в умеренных рамках.

Первое и наиболее очевидное решение – обращение к федеральному центру за безвозмездными субсидиями. Подобная попытка предпринималась в 2017 году, когда Верховный Совет республики попросил у Москвы 28 миллиардов рублей. Тогда обращение не дало результата, и совершенно нет оснований думать, что сейчас искомая сумма будет выделена. И дело вовсе не в политических раскладах, а в элементарном финансовом администрировании. Любое выделение средств требует обоснования и четкого документального сопровождения, включая прописанные механизмы защиты от нецелевых трат и злоупотреблений. И у наблюдателей есть сомнения, что республиканский Минфин готов выполнить эту работу оперативно и на должном уровне, учитывая, что бюджет Хакасии плывет по всем направлениям.

Другая опция получения федеральных денег – попытка выбить бюджетный кредит. Законом о республиканском бюджете на 2019 год предусмотрено получение краткосрочного бюджетного кредита на сумму 2 миллиарда рублей. При этом, в течение года предусмотрено погасить 2,7 миллиарда рублей. Это пока еще неполученные 2 миллиарда плюс 705 миллионов по долгосрочному бюджетному кредиту, который был взят в 2017 году. Новый кредит может быть направлен на выплату отпускных учителям. Но весьма велики риски его неполучения.

Даже если федеральный центр что-нибудь и подкинет, то вряд ли получится избежать соблазна «поработать» с крупным бизнесом. Например, привлечь авансовые платежи по налогам на прибыль и имущество. По мнению экспертов, этот проверенный годами механизм уже был использован и при новой власти. В январе 2019 года в бюджет поступило 1,3 миллиарда рублей налога на прибыль от компании «РУСАЛ». В прессе сообщалось, что это, мол, доначисление по результатам налоговой проверки. Но наблюдатели, знакомые с ситуацией предполагают, что, скорее всего «РУСАЛ» решил поддержать обновленное правительство в обмен на лояльное отношение к угольным проектам компании. Да и в целом, наблюдатели склоняются к версии, что всплеск поступлений в бюджет республики с января по май – дело рук компаний угледобывающего сектора, в первую очередь операторов Майрыхского разреза.

Но аванс остается авансом. Во-первых, потратить его можно только один раз, а потом придется затягивать пояса, а во-вторых, любой аванс требует отработки. Тем более что в связи с заметным падением цен на уголь и сокращением прибыли есть вероятность, что угольщики просто перестанут платить текущие платежи по налогу на прибыль и имущество, выбирая уже уплаченные авансы. Это подтверждают и платежные ведомости: за май 2019 года по налогу на прибыль поступило всего 296,4 миллиона рублей, то есть в три раза меньше среднемесячного поступления за предыдущие четыре месяца.

Поход в коммерческие банки за кредитом – вот путь, на который в большей степени можно рассчитывать в сложившейся ситуации. Вместе с тем, следует учитывать опыт 2017 года, когда в течение шести месяцев было отменено 20 торгов из-за отсутствия заявок. То есть ни один коммерческий банк не захотел подавать заявку, чтобы кредитовать республику. Отказ в кредите – обидная ситуация, даже если вы хотите всего лишь новый смартфон. Что уж говорить, если на кону социальные обязательства на сумму 4,89 миллиарда рублей, как это предусмотрено в законе о бюджете на текущий год, и эти обязательства предполагается выполнить именно за счет коммерческих кредитов. Остается лишь надеется, что соглашение со Сбербанком, подписанное Коноваловым во время экономического форума в Санкт-Петербурге, не останется простой декларацией «за все хорошее, против всего плохого». Тем более что Сбербанк – это не благотворительная организация, а его руководство умеет оценивать риски.

Чем все это грозит?

В первую очередь – неприятным и гнетущим чувством неопределенности, которое испытывают жители Хакасии, коллективы бюджетников, работники предприятий, зависимых от благополучия республиканской казны. Сообщения из недр Серого дома также не добавляют оптимизма. Так, на днях достоянием общественности стала информация о том, что сотрудников аппарата правительства якобы предупредили, что полученные отпускные лучше поберечь, поскольку к концу лета возможны задержки зарплат.

То тут, то там возникают, как поганки после дождя, симптомы экономической несостоятельности. Например, отмененная в последний момент забастовка автобусных хозяйств в Абакане и Саяногорске, которая хоть и выглядела, как привычный шантаж, но тем не менее была связана с реальным неисполнением обязательств со стороны Минтранса и Минсоцзащиты Хакасии – предпринимателям месяцами не выплачивают положенные субсидии за провоз льготников. Жители уже были готовы к пешим прогулкам 1 июля, однако пожар удалось погасить стремительными договоренностями о реструктуризации и выплате долгов перед автохозяйствами.

Меньше повезло сельхозработникам и фермерским хозяйствам. Сокращение посевных площадей показывает, насколько снизился уровень поддержки аграрного сектора. В результате площади под зерновые культуры сократились на 18%, а под овощи открытого грунта – больше чем на 40%! И это официальная статистика, которую приводит Красноярскстат в своем докладе.

Совсем другая ситуация на другом конце социальной пищевой цепочки – в стане сырьевых олигархов, которые вполне логично ожидают снисходительного отношения к своим проектам. В первую очередь к открытию угольных разрезов. При этом экологическая безопасность новых точек добычи угля не всем очевидна. Дело уже доходит до массовых протестов. В День Республики 3 июля прошел многолюдный митинг против действий угольных предприятий. Он показал, что люди достаточно разогреты нарастающими социально-экономическими проблемами и готовы к выходу на улицы.

На этом фоне вариантов для маневра у действующих республиканских властей остается все меньше.

Константин Обеленский

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x