В Хакасии слово «агломерация» часто встречается с недоумением, но известный экономист региона Татьяна Ковалева видит в этом понятии ключ к развитию. Многие идеи, способные радикально изменить устройство городов, зачастую остаются лишь идеями из-за недостатка действий.
Ковалева предлагает взглянуть на агломерации как на возможность для создания комфортной и удобной городской среды. В своей статье она анализирует причины скептицизма и размышляет о путях реализации потенциала агломераций в Хакасии, приглашая к диалогу о будущем городской инфраструктуры.
***
К большому сожалению, когда у нас произносят слово «агломерация», то в интонациях слышится в лучшем случае сарказм… Это результат того, что кто-то когда-то решил на этой теме хайпануть, а вот довести до ума в общем-то отличную идею, которая могла бы полностью изменить существующие с прошлого века подходы к формированию городской инфраструктуры в Республике Хакасия, у этих уважаемых людей не получилось.
Да, достижением современной цивилизации является городской образ жизни, когда людям не надо бороться за пропитание и всё необходимое для жизни производить собственными силами. Люди хотят комфортно жить и пользоваться всеми преимуществами проживания в городе, а если стремятся выехать из него, то в большинстве своём в комфортабельный малоэтажный пригород с удобной транспортной и прочей инфраструктурой.
Исторически города начинались с культового сооружения, рынка и какого-то ремесленнического производства, вокруг которых выстраивались жилища и иные строения. Позднее стало понятно, что радиальная (лучевая) застройка таких поселений не очень удобна, произошёл переход к прямоугольной или комбинированной планировке, которая сегодня является наиболее распространённой, так как прежде всего позволяет наиболее эффективно управлять транспортными потоками.
Современный уровень эволюции человеческих поселений — это городские агломерации, то есть компактное скопление населённых пунктов. Я считаю, что нам больше подходят региональные агломерации – компактное территориальное размещение городских населённых пунктов, объединённых интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями.
Когда-то на стратегической сессии, посвящённой будущему моногородов, в рамках Форсайта, проходившего в Пермском крае, экспертная группа, в которую я входила, пришла к выводу, что у моногородов есть следующие варианты на будущее:
- Жители моногорода, как сотрудники одного предприятия, являются его трудовым ресурсом, и если деятельность предприятия как бизнеса завершена, то можно использовать этот освободившийся трудовой ресурс в другом бизнесе, то есть, например, открыть там другое производство или переселить этих людей, туда, где будет новое производство создаваться.
- Если моногород находится в радиусе 100 км от какой-то городской агломерации, то он может стать спальным районом этой агломерации.
- Город может прекратить своё существование.
Поэтому можно поставить на карте основание циркуля на город Абакан и с учётом масштаба очертить круг, чтобы оценить, какие населённые пункты фактически сегодня уже формируют, я бы сказала, Южно-Енисейскую межрегиональную агломерацию. А кто не верит в её существование, тот пусть посмотрит на поток машин, в которых люди едут утром на работу в Хакасию. Но что интересно, поток машин с людьми, которые едут на работу в Минусинск, ничуть не меньше.
Это, конечно, разговор о будущем. Для нас же сегодня привычнее название Абакано-Черногорская агломерация, и давайте об этом поговорим.
Где-то лет 7 назад, по согласованию с Министерством экономического развития РХ, удалось провести в некоторых муниципалитетах и населённых пунктах Республики Хакасия стратегические сессии, именно стратегические. Мы говорили о том, как мир меняется, что в связи с этим происходит у них на земле, к чему это может привести и как это можно использовать.
Скажу сразу, что провести такое мероприятие в Абакане не получилось, а вот Черногорск удивил. К сожалению, из администрации Черногорска никто к нам не присоединился, и так сложилось, что основными участниками двухдневной сессии стали сотрудники библиотечной сети и молодёжь.
В первый день я прочитала вводную лекцию, рассказала про технологический переход, про сквозные технологии и тренды, в ходе работы участники самостоятельно вышли на стратегическую развилку, а именно, быть ли Черногорску промышленным центром, то есть воссоздать ли, как было в советское время, на территории города заводы и фабрики, или стать спальным районом Абакана. На следующий день, после раздумий, участники сформулировали свой образ будущего города, в котором они хотели бы жить: «Черногорск – дружелюбный и комфортный для жителей город, построенный на умных технологиях, в соответствие с шестым технологическим укладом». Тут и добавить больше нечего. Всё понятно, что нужно делать, кому и зачем.
Как вариант, обсудили возможность того, что Черногорск действительно станет спальным районом Абакана, и это не вызвало у участников дискуссии отторжения. И сегодня считаю этот вариант значительно более подходящим для реализации, чем отсыпка поймы Красноярского водохранилища.
Агломерация должна быть особым образом юридически оформлена не только на региональном, но и на федеральном уровне. Под разработку генерального плана её развития выделены средства, подготовлены сети, синхронизированы проекты развития, чтобы не было так, что Абакан отремонтировал свою часть дороги, а на ремонт той части, что проходит по Усть-Абаканскому району у района денег нет, чтобы не было так, что у сетей в населённом пункте есть хозяин, а у тех, что за околицей, нет и т.д. Работы много, так, может, потому и не получилось это всё сделать, что кто-то этой работы испугался?
В том, что управленческая команда Абакана с решением этой задачи справится, даже не сомневаюсь. Последовательность и правильность их подходов в управлении городским хозяйством подтверждается реализацией долгосрочных планов развития города.
Однако о наболевшем. О бренде города надо думать. Даже если кто-то считает, что «город-сказка» — это бренд, то над ним надо работать. Пока что наш город мало чем отличается от спальных районов больших городов, уж извините.
Сегодня в городах России идёт большая работа по облагораживанию набережных и городских водоёмов, созданию городских креативных пространств. И никак не пойму, почему у нас к вопросу об очистке дренажных каналов и создания из них зон активного отдыха никто не решается подступиться? Как только об этом заходит речь, сразу стоп – об этом нельзя говорить, это гидротехнические сооружения, их трогать нельзя. То есть пойму водохранилища, которую раз в пять лет точно затапливает, отсыпать можно, а почистить дренажные каналы, посадить на берегах травку и деревья, вдоль берега проложить дорожки, создать настилы из дерева, поставить шезлонги и зонтики, малые архитектурные формы и лавочки, насыпать песок и сделать площадки для пляжного волейбола и бадминтона, места для спуска на воду и катания на сап-бортах – нельзя?
Не стоит быть такими категоричными, пока не попробовали все рычаги для решения этой задачи.
Несколько лет назад Агентство стратегических инициатив (АСИ), в рамках развития креативной экономики предложило реанимировать «заброшки» (неиспользуемые, заброшенные здания) и иные объекты, сделать из них креативные пространства, зоны отдыха для горожан. Знаете, сколько проектов было реализовано по стране за это время? Какие ужасные городские свалки и вонючие лужи прекратили своё существования и превратились в замечательные скверы и зоны отдыха для горожан, какие полуразрушенные здания заводов и фабрик преобразились в современные креативные пространства? Честно скажу, что жду, когда старое здание завода «Минал» в Минусинске станет креативным пространством – оно такое атмосферное!
И в Абакане жду, когда, возможно с использованием государственно-частного партнёрства, дрены станут основой нового бренда нашего города, например, как города на воде – Сибирской Венеции.
Такие изменения и в других регионах не проходили легко. Но всегда можно обратится к руководству АСИ, которое не просто инициирует, а всегда оказывает помощь в расшивке сложных моментов, которые возникают при реализации таких проектов. Может, стоит попробовать выйти за границы традиционного?
Повышение таким образом привлекательности городской среды для проведения времени вне дома приведёт к формированию нового типа городского жителя, а Абакану позволит усилить свои позиции как центра притяжения для расположенных рядом населённых пунктов и совместного решения с ними задач социально-экономического развития городской, а в будущем, уверена, и межрегиональной агломерации.
Татьяна Ковалева
Татьяна Юрьевна, завидую вашему энтузиазму. Хакасия и Абакан на отшибе цивилизации. Здесь любят древности и боятся современных решений
Татьяна, умеет фантазировать. Есть несколько вопросов: 1. Откуда финансирование? 2. Сколько необходимо денег? 3. Готовы ли сами муниципалы заходить в проект? 4. Наше правительство не участвует в ГЧП через банковское финансирование -где оно должно выступать гарантом. 5. Кто на сегодня способен в правительстве взять на себя ответственность и реализовать это?
Расходимся, последний пункт не выполнимый, как и предыдущие ))
Деньги здесь самая простая задача. Вот с ответственностью сложнее и с сильными руководителями тоже, даже в Абакане.
Недееспособное правительство и есть главная проблема Республики. Любой прекрасный проект загнобят, затормозят, отмахнутся.
Привлечение инвестиций и планирование инфраструктурных проектов – ключ к развитию агломераций.
Агломерация открывает возможности для Черногорска, но нам то абаканцем это зачем? Будут туда оттягиваться средства, а своих проблем выше крыши
Идея агломерации – здорово, но без чёткого плана и согласованности действий на всех уровнях это просто мечты.
Дела нужны, а не слова. Масштаб личности сейчас в Хакасии не тот, что при Зимине был. Некому реализовывать такие проекты
Эта вот агломерация — проект-призрак, о котором говорят уже большую тучу лет. Кажется, это уже просто тема для разговоров, и только
Почему призрак? На его проработку министр экономики РХ, на тот момент, Т.Г. Краснова тратила конкретные, народные, деньги.
Деньги — не призрак. А проект вот…. Все о нём слышали, но никто не видел)))
Статья отлично показывает, как преобразить идеи в реальность, нужна последовательность и синхронизация действий.