ДомойОбществоНиколай Огородников о газете «Хакасия». Диалог с Александром Мяхаром

Николай Огородников о газете «Хакасия». Диалог с Александром Мяхаром

-

Текстовый вариант видеоинтервью. В гостях у «Пульса Хакасии» Николай Дмитриевич Огородников, бывший главный редактор газеты «Хакасия», заслуженный работник культуры РФ.

Николай Дмитриевич вспомнит прошлое газеты и порассуждает о ее будущем. Он расскажет, как к СМИ относится новая власть, что против газеты «Хакасия» имеет председатель бюджетного комитета Верховного Совета РХ Олег Иванов, необходимо это издание региону и можно ли признать его объектом культурного наследия.

– Николай Дмитриевич, вы являетесь одним из отцов республиканской газеты «Хакасия». На ваш взгляд, что значит данное издание для нашего региона?

Оно значит то же самое, что и любая газета любого региона, издающаяся десятилетиями. Понятно, что жители республики отдают предпочтения именно ей.

Я стал редактором газеты «Хакасия» ещё в 1993 году. В это время очень не хватало средств. Зарплату людям выдавали продуктами: колбасой, сахаром… Причем это продолжалось достаточно долго. Помню, как было сложно, ведь мне как руководителю приходилось думать не только о своей семье, но и сотрудниках.

– Многие считают, что газета «Хакасия» хорошо финансируется из республиканского бюджета и является политизированным изданием. Скажите, это действительно так?

– На счет бонусов ничего не знаю. Единственное, совсем недавно мне сказали, что газету, мягко говоря, обязали издавать по две тысячи экземпляров для ветеранов ВОВ, оплачивая из собственного кармана. Это, безусловно, выгодно представителям власти, партиям, но не в интересах редакции.

– Издание существует с 1930 года, и, по сути, уже должно стать достоянием республики – объектом культурного наследия. Но существуют претензии некоторых политиков с точки зрения того, что газета политизирована в сторону органов государственного управления. Насколько ярко это всегда проявлялось?

– Давно существует поговорка: «Кто платит, тот и заказывает музыку», и когда издание начинает писать против своей власти, вполне разумно, что многим это не нравится. Почему мы даем вам деньги, которые по большому счету не правительства, а все равно народа? Как я слышал, в настоящее время обстановка в редакции достаточно непростая, в том числе речь идет о сокращении объемов финансирования и количества сотрудников. Причем это делают те, кто мало в этом понимает. К примеру, сейчас смотрю на Олега Альбертовича Иванова, который давно «точил зуб» на газету, но теперь у него есть средства и он многое может себе позволить, в том числе заставить сотрудников издания писать только так, как угодно ему.

– Разве он имеет право указывать редакции свою политику?

– Нет, но он открыто об этом говорит, поскольку наступила пора экономить.

Интересная история получается. К примеру, я как предприниматель всегда считаю, что надо зарабатывать деньги, а не искать, где их сократить. Но ситуация складывается так, что всем предлагают «ужаться»! Вернемся к вопросу о политизации. Вы сказали, что у Олега Альбертовича определенные счеты с газетой. Получается, что издание действительно политизировано?

Я в этом сомневаюсь, скорей всего речь идет о принципе «как ко мне относятся, так и я отношусь…». Ведь он считает себя «большим политиком», а также, что издание политизировано против него. Хотя, честно сказать, против Олега Альбертовича в редакции никто никогда не писал, если только бывший редактор газеты. Но сейчас его точно никто не трогает.

– Насколько образ газеты шире политики: в рамках туризма, освещения работы районов, культуры и т.д.?

– Это не обязательно политика. В издании можно публиковать информацию вплоть до ведения домоводства. Главное, чтобы это было интересно разным слоям населения. Ведь если ориентироваться только на узкополитическую тематику, то ее просто перестанут покупать и подписываться. Есть специальные сотрудники, которые хорошо это понимают и знают, как лучше это сделать. В этом необходимо разбираться. Я, конечно, понимаю, что сейчас глава Хакасии думает только о том, как долго он пробудет в своем статусе, и положиться на него нельзя.

В свое время так сложилось, что Верховный Совет вроде бы как ниже исполнительной власти. К примеру, Владимир Николаевич всегда умел подходить со всех сторон. Он опытный политик, который много десятков лет работает на этой должности. Еще при советской власти Владимир Николаевич руководил Исполкомом. Я думаю, что более опытного политика в работе Совета у нас нет, ну, разве еще Юрий Шпигальских хорошо в этом разбирается. Владимир Штыгашев никогда не пытался давить на прессу и всегда действовал свои авторитетом, в отличие от новых политиков, у которых авторитета нет, но есть в руках рычаг власти.

– Я не думаю, что Олега Альбертовича надо приводить в аналогию с Валентином Олеговичем, у которого как раз есть определенный взгляд на то, чтобы существовала демократичность мнений. Но хотелось бы понять, насколько широка газета в плане освещения других тем? Как было в ваше время?

Часть нынешних сотрудников работала вместе со мной, соответственно, раз они жили той жизнью, то они и продолжают её. В наше время выходило десятка полтора тематических страниц. Больше всего информация касалась души человека, не его профессиональных достижений или политических взглядов, а именно «отдушины», которая должна вносить в умы народа умиротворение той жизнью, которой мы живем. Времена были разные. К примеру, при Борисе Ельцине жили очень тяжело, но ведь и это преодолели. При Владимире Владимировиче, казалось бы, начало всё налаживаться – и вот вам поворот с пенсионной реформой, который всех поставил «на уши». Причем я так понимаю, что окружение Владимира Владимировича и сам он осознают, что повернули с нововведениями совершенно не в ту сторону.

– Я тоже за то, чтобы ее отменили, но, как говорится в народе, время покажет. По крайней мере, мы к этому будем прилагать все усилия. Давайте вернемся к вопросу о финансах. Может ли государственное издание, СМИ быть коммерчески состоятельным, работать на самообеспечении, или без дотаций не обойтись?

Я думаю, это возможно только в том случае, если люди будут получать достойные зарплаты, а когда пенсионеры получают по 15 тысяч рублей, то этого явно недостаточно. И в такое время трудно сделать газету, которая была бы самодостаточной.

– А вы считаете, что только пенсионеры читают газету «Хакасия»?

– Знаете, в последнее время возникла такая тенденция, что молодежь больше сидит в интернете и социальных сетях, чем читает что-то в бумажном варианте, к примеру, ту же газету.

– В данном случае не совсем с вами соглашусь. Сейчас вы находитесь в студии «Пульс Хакасии», которое является сетевым средством массовой информации и работает только в интернете. Поэтому мы очень внимательно смотрим за счетчиками других изданий, которые индексируются по посещаемости в интернете. И электронная версия газеты «Хакасия» показывает достаточно хорошие рейтинги.

Как говорится, прогресс не повернуть вспять.

– Какой жизненный цикл может быть у газеты как классического средства массовой информации?

– Сказать откровенно очень трудно. К примеру, на Западе давно существуют газеты, которые продолжают хорошо жить на бумажных носителях. Я не знаю, как на уровне территориальных образований, скажем областей, но центральные – они живы. Может быть, это связано с тем, что в национальном издании есть более талантливые журналисты, чем на местном уровне. Поскольку любой местный, который подрастает, безусловно, хочет двигаться наверх, чтобы его знала вся страна, а не только тот регион или территория, где он родился и вырос. Честно говоря, мне всегда казалось, что долго они вряд ли просуществуют, так как экономическое положение в стране станет еще хуже. Хотя тут удивился, что китайцы заспорили с американцами о торговле, и неожиданно открыли для нас внутренний рынок для сжиженного природного газа. Он гораздо дороже того, который идет «по трубам».

Прочитал в новостях другой взгляд на Китай. В Поднебесной решили делать ставку на повышение уровня жизни, поскольку многие продолжают спорить о численности ее населения. Ведь по некоторым источникам их численность достигает 1,5 млрд человек, а средний класс – всего 80 млн. За пять лет они хотят поднять средний класс до 300 млн, так как с увеличением потребления растет и экономика. А у нас в стране почему-то думают иначе. Ведь если нет денег, то и потреблять нечего.

– Пока мы с вами беседуем, мне пришла в голову следующая аналогия. Лет пять назад, я думал, что печатные книги исчезнут в течение 2-3 лет. Ведь случился настоящий бум с появлением электронных версий. Что же происходит сейчас: к примеру, открывается «Читай-город», который становится популярным практически в каждом регионе, и люди снова начали читать книги в классическом варианте. Как вы думаете, может, подобный «ренессанс» случится и с классическими СМИ, особенно если их будут считать объектом культурного наследия?

Про книги тоже очень трудно сказать. Знаете, бывает всплеск интереса, но на этом все заканчивается и большинство людей вновь отдает предпочтения электронным носителям. К примеру, дома у меня несколько шкафов, заполненные книгами, которые стоят без дела и только пылятся.

– Что вы пожелаете коллективу газеты, а также руководящим органам власти, которые следят за ситуацией и думают, что же делать дальше с редакцией данного издания?

– Правительству РХ, в частности главе региона, рекомендую все-таки обратить внимание на газету. Ведь никакие они не враги, а скорее помощники. Поэтому необходимо как можно тщательнее разобраться с финансовым вопросом и прекратить «гонения». А коллективу хотел бы сказать, что трудности радости, конечно, не доставляют, но укрепляют и делают нас сильнее. Все проходит, в том числе и неприятности. Друзья, я верю, что и солнце встанет, и заработная плата повысится, только не надо бояться, а надо продолжать доказывать и отстаивать свои права.

– Как вы считаете, объектом культурного наследия нужно делать газету?

– Да, безусловно! Издание этого достойно.

– Насколько оно представлено именно в районах республики?

– Газета охватывает всю Хакасию. Не знаю, как сейчас, но в наше время существовал такой институт, как «собственные корреспонденты». Это журналисты из местных районных газет: Шира, Копьево, Аскиза, которые территориально проживали там и регулярно отправляли нам материалы.

– В чем, на ваш взгляд, главное отличие районной газеты?

– Вы знаете, один глаз хорошо, а два лучше. Местная газета часто дает «пищу» для областной. К примеру, забыли упомянуть какой-то интересный факт, и возникает необходимость рассказать об этом более подробно. Ведь в районах, как правило, основными источниками информации о внешнем мире служат именно печатные издания или радио. К примеру, сейчас мы можем смотреть и слушать радио в эфире, а раньше, не так давно, в каждой квартире был проводной приемник.

– Николай Дмитриевич, спасибо за интересную беседу! Я думаю, что одно из правильных решений – сделать газету «Хакасия» объектом культурного наследия. Листая ее страницы, начиная с 30-х годов, можно увидеть главные события и всё течение времени, которое происходило и происходит. Мои пожелания некоторым из политиков: в первую очередь учитесь зарабатывать, а не думайте, на чем экономить! Сохраняйте и берегите то, что действительно является наследием и достоянием республики!

Пульс Хакасии в telegram
Подписаться
Уведомление о

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Поделитесь мнением, напишите комментарий.x