Социально-экономическая ситуация в Хакасии оставляет желать лучшего: поступления налога на прибыль организаций снижаются, бюджет теряет доходы, а новых источников пополнения республиканской казны не предвидится. Что делать? Разговор о том, как будет жить Хакасия в следующем году состоялся в студии программы «Аргументы», где свою точку зрения высказал федеральный эксперт Андрей Тенишев.
Хорошо известный в Хакасии Андрей Тенишев – человек, обладающий фундаментальными знаниями в экономике и финансах, поэтому его точку зрения не просто выслушивают, к ней прислушиваются, и этой осенью Тенишев вошел в экспертный совет ВС РХ. В этот раз Андрей Петрович предметно рассказал о ситуации в экономике Хакасии: дела идут не совсем уж плохо, но и радоваться тоже нечему.
Базовые отрасли республиканской экономики – угледобыча и производство алюминия – испытывают трудности. На мировом рынке нестабильная ситуация с ценами, при этом Хакасия элементарно не может вывезти свой товар из-за загруженности восточной ж/д ветки. Действенных мер для расширения транспортного коридора для Хакасии пока не предпринято, поэтому особой надежды на поступления дополнительных налогов от угольщиков нет. А между тем именно они составляют львиную долю доходов бюджета Хакасии.
Этой осенью Хакасия уже начала испытывать финансовые трудности, что послужило причиной по которым республика влезает в долги, беря миллиардные займы. Причем кредиты регион берет не на развитие, а на текущие нужды, то есть деньги элементарно проедаются.
По словам Андрея Тенишева, с течением времени кредитная кабала будет увеличиваться. «Планируется, что госдолг к началу 2025 вырастет до 30 млрд рублей. Это на самом деле огромная цифра. Фактически увеличение госдолга на 10 млрд планируется», – подчеркнул эксперт.
Наращивание долгов может произойти, потому что собрать в следующем году запланированные 52 млрд рублей будет непросто. Когда доходов нет, существует два варианта решения проблемы: секвестировать бюджет, то есть урезать расходы, либо брать в долг. Сокращение финансирования инвестиционных и социальных программ дело очень рискованное: это вызовет недовольство среди жителей Хакасии, в Москве за это по головке также не погладят, поэтому в щекотливых финансовых вопросах правительство Коновалова наверняка выберет путь наименьшего сопротивления.
Cамый простой вариант – взять недостающую сумму в долг, что позволит временно решить проблемы. А потом – вдруг опять повезет и либо федеральное правительство поможет, либо крупный бизнес пару-тройку миллиардов подкинет. На это в «сером доме» рассчитывают особо. Возможно, по этой же причине Валентин Коновалов решил, что худой мир с монополистами лучше доброй войны. Сигналом к перемирию стала смена председателя Госкомитета по тарифам Хакасии. Напомним, что последние годы эту должность занимал неуступчивый Манук Данданян, но в сентябре его отправили в почетную ссылку, назначив заместителем министра юстиции.
«Данданян очень жестко пресекал любые попытки монополистов вытащить лишний рубль из экономики республики, и делал это в абсолютном соответствие с теми нормами закона, которые есть. И вот такую жесткую принципиальную позицию, на мой взгляд, ему просто не простили, а губернатор проявил непростительную слабость, поддавшись на давление», – считает Андрей Тенишев.
По мнению Тенишева (его точку зрения поддерживают практически все экономисты, высказывавшиеся по этому поводу), Хакасии надо менять структуру экономики, развивая обрабатывающий сектор и переработку местной сельскохозяйственной продукции. Деньги на эти цели есть у бизнеса, но, чтобы Хакасия стала привлекательным местом для инвестирования, нужно убрать административные барьеры и установить четкие правила долгосрочной игры.
От себя добавим, что рецепт простой и действенный, говорится об этом много на самых разных уровнях, но воз и ныне там. Вероятно, потому, что сделать что-то гораздо сложнее, чем об этом рассказать.
Александр Соловец
Губернатору явно не хватает решимости, экономика Хакасии требует более жестких и продуманных мер.
скорее ответственности перед народом
Очередные долги – это откладывание реальных решений в долгий ящик, а Хакасии нужны конкретные действия сегодня.
Судя по сегодняшним согласованиям министров, ничего меняться не будет. Зачем только тогда тянули с формированием кабинета министров не понятно(
Менять структуру экономики – дело правильное, вот только где гарантии, что всё пойдет по плану?
Коновалов мог бы поступить иным образом, но выбрал путь наименьшего сопротивления – взять долги.
Кредитование для текущих нужд – это замкнутый круг, из которого без новой стратегии развития не выбраться.
Проблемы с транспортными коридорами для Хакасии – это уже давняя песня, когда же услышат и найдут решение?
Недолги не рћщут проблемЫ, лишь оттягивают их решение.
Данданян явно был костью в горле для монополистов, интересно, что будет дальше.
ТОлько хуже. Данданян был одним из самых грамотных специалистов в этом кавардаке. Поэтому и убрали
Кредитная кабала – не лучший выбор для губернатора, следует искать альтернативу.
Долговая яма растет, а решений по-настоящему рабочих мало – это беспокоит.
Стратегия разнообразия экономики звучит многообещающе, главное – крепкие руки для её реализации.
Трудности с транспортом – это часть большой экономической проблемы, кто возьмется за реальное решение
Сложно не согласиться с Тенишевым, но изменения структуры экономики – процесс не одного дня, хотелось бы видеть конкретный план действий.
Долги как способ выживания бюджета – похоже, политика без будущего.
Нужны новые подходы для экономики, а не старый долговой коловорот.
Необходима комплексная программа реформ, а не постоянное увеличение долгов.
Развитие обрабатывающего сектора может стать ключом к стабилизации экономики Хакасии.
Видно, что надежд на быстрые изменения нет, но без долгосрочной стратегии так и будем буксовать.
Смена структуры экономики требует времени, в случае с Коноваловым лет пятьсот
Кредитная зависимость региона – как снежный ком, набирает обороты, конца-краев не видно. Говорили Зимин брал, а юноша-лозунгист Коновалов в эту яму погружает ещё больше
Главной
задачей Коновалова всегда было-усидеть в кресле с большой зарплатой вместе с мордобойцами и клеветниками…Грамотных и порядочных они убрали с дороги…
“при этом Хакасия элементарно не может вывезти свой товар из-за загруженности восточной ж/д ветки”, тоже мне специалист, ж/д ветка вывозит 100% заявленных в РХ грузов