Экономика – это в первую очередь цифры и показатели, а во вторую – её интерпретация, отраженная в различных мнениях. «Пульс Хакасии» уже делал серию публикаций, в которых республиканские министерства и ведомства представляли достижения в своей работе за определенный период времени. Продолжая эту практику, в отдельных случаях мы можем посмотреть на тех, кто остается в тени информационной повестки, но при этом показывает хорошие результаты. К таковым относится Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия.
В целом, после начала СВО сфера государственных закупок по всей стране претерпевает изменения. Как обстоят дела в Хакасии, мы спросили Госкомзакуп РХ в официальном запросе, на что получили развернутый ответ с анализом работы комитета за время руководства Валентина Коновалова. Каких результатов добился Госкомитет на протяжении 2019 – 2023 гг. – представляем вам без оценочного мнения и не внося редакционные правки.
Организация закупочных процедур
Основными показателями деятельности Госкомзакупа Хакасии является эффективность использования бюджетных средств в ходе проведения закупок для нужд Республики Хакасия.
Одной из приоритетных задач Госкомзакупа Хакасии является усовершенствование системы закупок в Республике Хакасия, развитие добросовестной конкуренции и обеспечение учреждений Республики Хакасия качественными товарами, работами и услугами.
Основным показателем, характеризующим уровень достижения данной цели, является экономический эффект от проведения закупок.
Сведения о закупках государственных заказчиков Республики Хакасия
2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | за 10 месяцев 2023 г. | |
Проведено закупок | 7695 | 6744 | 7611 | 7507 | 7262 |
Сумма НМЦК, млн руб. | 11399,6 | 11104,5 | 14334,7 | 12486,9 | 16688,8 |
Сумма цен заключенных контрактов, млн руб. | 10457 | 10244,5 | 13312,1 | 11670,5 | 11864,8 |
Экономия, млн руб. | 942,62 | 859,96 | 1022,63 | 816,46 | 1105,8 |
Экономия, % | 9,47 | 11,15 | 8,66 | 8,72 | 8,52 |
Стабильное достижение доли экономии бюджетных средств при проведении конкурентных процедур свидетельствует об эффективности осуществления закупок на территории Республики Хакасия.
Организация совместных закупок
В целях эффективного и результативного расходования средств республиканского бюджета, а также реализации положений Закона о контрактной системе о централизации закупок, Госкомзакупом Хакасии осуществляется работа по организации и проведению совместных торгов в соответствии с Перечнем товаров, работ и услуг, закупаемых для обеспечения нужд Республики Хакасия путем проведения совместных конкурсов и аукционов.
С 2019 года по инициативе Госкомзакупа Хакасии государственные заказчики не формируют заявки и входящие в их состав документы на проведение совместных торгов, в т.ч. проект контракта, инструкции по заполнению заявок поставщиками и т.п. Функционал по формированию заявок и входящих в их состав документов на организацию совместных торгов передан в полномочия Госкомзакупа Хакасии, тем самым облегчена работа заказчиков.
В 2022 году расширены полномочия Госкомитета по проведению совместных закупок в части закупок лекарственных препаратов и изделий медназначения, что позволило сократить количество несостоявшихся закупок и своевременно обеспечивать социально-значимые учреждения здравоохранения необходимыми лекарствами и изделиями для организации лечения пациентов.
Увеличен объём проведения совместных торгов в части закупок лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированного питания. Прирост таких закупок составил 167 электронных процедур: с 384 закупок, организованных для удовлетворения потребности государственных заказчиков на 1 полугодие 2022 года, до 551, организованных на 1 полугодие 2023 года. Доля экономии по результатам совместных торгов на поставку лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированного питания, также увеличилась: с 22,27% до 23,77%.
Внедрение «Витрины товаров, работ и услуг Республики Хакасия»
Для безусловного удовлетворения потребности населения, организаций и государственных заказчиков в продукции и услугах отечественных товаропроизводителей, по поручению полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе А.А. Серышева была создана информационно-сервисная платформа Сибирского федерального округа «Большая Сибирь» (далее – ИСП «Большая Сибирь»).
В рамках развития ИПС «Большая Сибирь» в 2023 году Госкомзакупом Хакасии совместно с электронной торговой площадкой ООО «РТС-тендер» реализован проект «Витрина товаров, работ и услуг Республики Хакасия», обеспечивающий расширение доступа к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе местных товаропроизводителей.
Данная витрина предполагает интеграцию моделей закупок малого объёма любых электронных торговых площадок, не ограничивая заказчиков и поставщиков в выборе таких платформ для осуществления закупок.
В настоящее время проводится активная работа по наполняемости «Витрины товаров, работ и услуг Республики Хакасия» предложениями от предпринимательского сообщества Республики Хакасия. Кроме того, по результатам семинара – совещания, проведённого 10.11.2023, было принято решение о создании отдельной витрины учреждений и предприятий УИС Республики Хакасия.
Промежуточные итоги реализации национальных проектов в Республике Хакасия
Госкомзакуп Хакасии не участвует в реализации национальных проектов в Республике Хакасия, однако Госкомзакупом Хакасии осуществляется организация государственных закупок товаров, работ, услуг при реализации национальных проектов. Госкомзакуп Хакасии вправе осуществлять проверку заявки заказчика и входящих в ее состав документов и информации на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
В случае наличия замечаний по форме заявки, несоответствия информации, содержащейся в заявке заказчика требованиям законодательства о контрактной системе, указания заказчиком в заявке недостоверных сведений, отказа заказчика представить необходимую для проверки заявки, и входящих в ее состав документов, информацию, без которой проведение такой проверки невозможно, вправе отклонить и возвратить заявку заказчику.
Наименование показателя | за 10 месяцев 2023 года | 2022 год | 2021 год | 2020 год |
Проверено заявок на размещение закупок | 195 | 173 | 116 | 126 |
Количество заявок без нарушений | 21 | 7 | 18 | 40 |
Доля заявок без нарушений | 10,77% | 4,05% | 15,52% | 31,74% |
Количество заявок с нарушениями | 174 | 166 | 98 | 86 |
Доля заявок с нарушениями | 89,23% | 95,95% | 84,48% | 68,25% |
Нарушения устраняются на этапе размещения закупок на официальном сайте ЕИС благодаря активной работе сотрудников Госкомзакупа Хакасии с государственными заказчиками Республики Хакасия, что минимизирует риски затягивания сроков осуществления закупок из-за подачи жалоб в УФАС России по Республике Хакасия и срывов национальных проектов в целом.
Организация работы по усилению контроля исполнения условий, предусмотренных контрактами на поставку пищевой продукции для нужд государственных и муниципальных заказчиков Республики Хакасия
Проведена работа по выявлению фальсифицированных продуктов питания, поставляемых для нужд государственных и муниципальных заказчиков Республики Хакасия (во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия и Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области – Кузбассу).
По состоянию на 01.11.2023 г. направлен 381 образец продуктов питания от организаций и учреждений муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия. Из 347 экспертных заключений по результатам лабораторных испытаний выявлены 46 нестандартных образцов пищевой продукции, что составило 13,3% от общего количества результатов.
В 2022 году было проведено 348 экспертизы по результатам отборов проб, из них 106 результатов свидетельствует о поставках некачественных продуктов питания, что составляет 30,46% от общего числа экспертиз.
За аналогичный период 2021 года проведено 369 экспертиз, по результатам которых выявлены поставки 93 некачественных продуктов питания, что составляет 25,2% от общего числа экспертиз.
В 2020 году экспертизы было проведено 49 экспертиз, по результатам которых выявлены поставки 14 некачественных продуктов питания, что составляет 28,57% от общего числа экспертиз.
В 2021 по инициативе Госкомзакупа Хакасии были отобраны пробы масла сливочного в семи больницах. Поставки некачественных и фальсифицированных продуктов в виде сливочного масла производства ИП Кузнецова И.В. подтвердились в 5 лечебных учреждениях, поставщиком по контрактам являлось ООО «Диамант».
По результатам экспертизы данного масла сливочного, поставляемого ООО «Диамант», было выявлено, что продукция не соответствует требованиям технического регламента таможенного союза 33/2011 «О безопасности молока и молочной продукции» и ГОСТ 32261-2013 «Масло сливочное. Технические условия». Проверки уполномоченных ведомств показали, что производитель сливочного масла ИП Кузнецов вел производство с фантомной площадки.
После поступления на ООО «Диамант» двух жалоб от больниц, а также включения сведений о поставщике в РНП, было возбуждено уголовное дело в отношении фактического директора ООО «Диамант».
09.12.2022 Абаканский городской суд вынес приговор: директор ООО «Диамант» признан виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, то есть хищение денежных средств путем обмана, в особо крупном размере, одно из которых совершено с использованием своего служебного положения).
Судом назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года, а также штраф в размере 400 тыс. рублей. Также судом удовлетворены гражданские иски представителей потерпевших (заказчиков) о взыскании причиненного ущерба на сумму 350 тыс. рублей.
Взаимодействие с муниципальными заказчиками Республики Хакасия
Начиная с 2023 года в соглашения между Правительством РХ и муниципальными образованиями о предоставлении из республиканского бюджета муниципальному образованию межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение в рамках реализации национальных, региональных проектов, а также государственных программ включено обязательное условие об осуществлении закупки товаров (работ, услуг) на средства представленного межбюджетного трансферта путем проведения централизованной закупки через Госкомзакуп Хакасии, наделенный полномочиями в порядке, установленном статьей 26 Закона о контрактной системе.
Таким образом, все государственные и муниципальные закупки, осуществляемые в рамках реализации национальных проектов и государственных программ, в том числе за счет республиканских средств, организуются Госкомзакупом Хакасии.
За 10 месяцев 2023 года специалистами Госкомзакупа Хакасии были проверены и размещены 366 заявок на размещение закупок, в том числе осуществляемых в рамках национальных и региональных проектов, что позволяет минимизировать срывов реализации указанных проектов.
Документы, подлежащие размещению на официальном сайте Единой информационной системы, при осуществлении закупок муниципальными заказчиками в рамках национальных и региональных проектов, проверялись специалистами Госкомзакупа Хакасии и ранее, но исключительно по официальному запросу заказчиков.
Так, в 2022 году дополнительно была проверена 21 заявка на размещение закупок в рамках национальных проектов, заказчиками которых являются учреждения муниципальных образований Республики Хакасия. В 2021 году для предварительной проверки на соответствие законодательству о контрактной системе в сфере закупок муниципальными заказчиками Республики Хакасия было направлено всего 10 документаций о закупках, проводимых в рамках национальных проектов.
Методологическое сопровождение государственных и муниципальных заказчиков Республики Хакасия
Госкомзакупом Хакасии проводится непрерывная работа, направленная на методическое руководство и координацию деятельности заказчиков, оказание информационно-методологического содействия (в том числе органам местного самоуправления), а также на совершенствование системы закупок в целом.
На 15.11.2023 года организованы 3 конференции для заказчиков по актуальным вопросам применения законодательства о контрактной системе во взаимодействии с электронными торговыми площадками с привлечением экспертов федерального уровня. Во исполнение подпункта 2.2 пункта 2 Протокола заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Хакасия от 22.12.2022 №4 организовано 8 выездных семинаров-консультаций для специалистов сельских поселений муниципальных образований Республики Хакасия по вопросам применения законодательства о контрактной системе, ещё 2 таких выезда запланировано до конца года.
В 2022 году организованы 5 конференций и проведены 6 консультаций для специалистов сельских советов в рамках полномочий, определённых постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 №630 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия».
В 2021 году Госкомзакуп Хакасии принял участие в двух семинарах – совещаниях, на которых были рассмотрены основные нарушения требований Закона о контрактной системе, допускаемые заказчиками при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, и вопросы организации совместных закупок, а также вопросы закупок малого объема через электронный маркет Госкомзакупа Хакасии и площадки «РТС-тендер» соответственно. Также Госкомзакупом Хакасии проведен вебинар на площадке «РТС-тендер», на котором были освещены актуальная правоприменительная практика и ответы на вопросы заказчиков.
В течение 2020 года специалисты отдела правового и информационного обеспечения приняли участие в организации и проведении 2 семинаров – совещаний для заказчиков и поставщиков Республики Хакасия, а в 2019 году – в 10 семинарах.
Итоги федерального конкурса «Национальный рейтинг прозрачности закупок»
Республика Хакасия в лице Госкомзакупа Хакасии, начиная с 2017 года, принимает участие в федеральном конкурсе «Национальный рейтинг прозрачности закупок».
В 2017 и 2020 гг. Республика Хакасия была признана регионом с высоким рейтингом прозрачности закупок. Указанное свидетельствует о действительно стабильно налаженной системе закупок в Республике Хакасия.
Госкомзакуп Хакасии стал лидером среди регионов Российской Федерации по итогам 2021 года и получил награду за высокий индекс эффективности закупочной деятельности Ассоциации РОСТ.
Высокие результаты были достигнуты благодаря всесторонней и эффективной политике осуществления закупочной деятельности уполномоченного органа в регионе, предусматривающей значительную централизацию государственных и муниципальных закупок и направленную на обеспечение конкуренции, стимулирование инноваций и развитие цифровых технологий, а также повышение уровня профессионализма заказчиков.
Нетривиально, но кажется, что цифры на самом деле говорят о чем-то хорошем. Прирост экономии, увеличение объема проведенных совместных закупок, особенно важных в сфере медицины… Это вселяет надежду!
Госкомзакуп работает на полную катушку — улучшение закупочной системы, борьба с мухлежом в поставках продуктов, централизованные закупки… Список заслуг впечатляет! Будем надеяться, что их работа будет способствовать укреплению экономики Хакасии и повышению качества жизни жителей.apiKey
Показатели работы Госкомзакупа вызывают респект: стремление к экономии бюджетных средств, усовершенствование закупочных процедур и даже ответственный подход к контролю исполнения контрактов. Молодцы, так держать! Главное, чтобы все эти меры на деле способствовали улучшению качества товаров и услуг для наших людей.
Эффект от работы Госкомзакупа ощутим и впечатляет: уменьшение доли некачественной продукции в госучреждениях – это важнейший аспект заботы о здравоохранении. Чем лучше будут закупки, тем сильнее наша социальная защищенность
Улучшения искать по лупой не приходится: общее повышение качества, тщательный контроль, потребитель не в пролете – все налицо.
Масштабные и мощные перемены в Госкомзакупе, вселяющие определенный оптимизм. Ведь когда затрагивается сфера соцобеспечения, это не может не радовать
Выходит, Госкомзакуп Хакасии не просто шевелится, а шагает семимильными шагами!