Столицу Хакасии и окрестности плотным одеялом вязкого «черного неба» накрыл смог. Именно он, а не белый снег и не свежий морозный воздух, стал приметой зимы для сотен тысяч жителей республики. Неужели с этим ничего нельзя поделать, кроме как год из года сокрушаться, что дышать нечем?
Сказать, что ничего не делается, будет неверно. Местные власти объявляют о старте пилотных проектов, а в преддверии этой зимы абаканцам и белоярцам пообещали, что тем, кто перейдет на двухставочный тариф и подключится к проекту, электроэнергия обойдется всего в 35 копеек за киловатт (потребители, пользующиеся двухставочным тарифом, платят за электричество, потребляемое ночью, 85 копеек, но участникам проекта 50 копеек будут субсидировать из бюджета). По нынешним временам цена в 35 копеек очень интересная. Но как оказалось, и у этого заманчивого предложения есть обратная сторона медали.
К проекту, например, не присоединился Черногорск, что может свести на нет старания абаканских властей. Ведь если столица планомерно перейдет на отопление электричеством, а черногорцы, усть-абаканцы, калиницы и расцветовцы продолжат коптить небо печным угаром, воздух чище станет ненамного.
Между тем глава Черногорска Василий Белоногов к проекту «киловатт по 35» относится довольно скептически. Причина проста, говорит глава города. В бюджете Черногорска на это нет средств, так как практически все деньги направляются на текущие нужды, а то, что остается (в следующем году это 150 млн рублей), будет израсходовано на ремонт школ, больниц, детских садов, освещение и благоустройство города.
Также Белоногов добавляет, что для перехода на электроотопление жителям нужно провести существенную реконструкцию отопительной системы своего дома, что требует немалых денег (надо купить электрокотел, обновить электропроводку). К тому же для тех, кто переходит на ночной тариф, необходимо наличие в жилище больших баков, которые за ночь будут нагреваться и потом весь день отдавать тепло. Если таковых в стенах нет, поставленный утром на «минималку» электрокотел не сможет нагреть радиаторы. Они быстро остынут, поэтому придется включать электроотопление, а так как днем тариф повышенный, вся экономия от двухставочного тарифа сойдет на нет. В связи с этим Белоногов уверен, что переход на электроотопление надо осуществлять комплексно.
«Наш город готов принять участие в федеральном проекте “Чистый воздух”, но хватит уже пилотных проектов. Думаю, всем и без них понятно, как очистить воздух. Только с реальными мерами в субъекте, с охватом жилых домов частного сектора по всей Абакано-Черногорской агломерации. Какой же мы видим выход из сложившейся ситуации? Нужна комплексная экологическая программа по переходу от угля на альтернативные источники отопления с участием всех трех уровней бюджета: федерального, республиканского и муниципального. Иначе даже при 50% компенсации из средств муниципального бюджета этот важный проект мы просто не потянем, особенно при существующем распределении налогов между бюджетами»,- написал на своих страницах в соцсетях Василий Белоногов.
Позиция Белоногова схожа с известной, давно ушедшей в народ цитатой: «Денег нет, но вы там держитесь». Но справедливости ради отметим, что в чем-то глава Черногорска прав, например в том, что разного рода пилотными проектами проблему не решить.
В частности, в Абакане жители дачных массивов жалуются, что их домовладения в проект «киловатт по 35» не входят. СНТ, где идет массовая жилищная застройка и даже разрешена прописка, под ИЖС не подпадают, поэтому и пилотные проекты не про них. «Как же так, – возмущаются дачники-горожане. – Мы что, люди второго сорта?»
К слову, в дачных массивах Абакана проживают тысячи абаканцев, а потому что там строятся в основном люди небогатые, топятся они углем. Так что СНТ вносят большую лепту в «черное небо» и не замечать этого, желая улучшить экологическую ситуацию, неправильно.
Выход из ситуации есть, но он требует решительных действий от руководства Хакасии и Красноярского края. Они заключается в том, чтобы добиться преференций для задыхающейся от смога Хакасско-Минусинской котловины. Мощности в виде крупнейшей в мире ГЭС имеются. Дело за тем, чтобы договориться с энергетиками об общем снижении стоимости киловатт-часа для частного сектора, перешедшего на электроотопление.
Александр Соловец
И закрыть разрезы