Пока новоизбранные чиновники делят портфели, а депутаты прячутся от СМИ, уходя от важных насущных республиканских вопросов, экономическая ситуация в Хакасии ухудшается с каждым днем. Две недели назад, 21 сентября, на федеральном уровне был принят документ, который прямым образом повлияет на экономику нашей республики.
По этому документу с 1 октября текущего года вводятся пошлины на экспорт российского угля.
Стоит отметить, что положение угольщиков Хакасии и без этого далеко не благоприятное. Мы уже неоднократно говорили о том, что квоты по вывозу угля не соответствуют потребностям предприятий. Совокупная добыча в республике – больше 30 млн тонн, а в текущем году для вывоза на экспорт в восточном направлении было утверждено всего 6,1 млн тонн. Западное направление сейчас нет смысла рассматривать, потому что оно в принципе не работает, убыточное, а если и едет, то все равно делает круг, заходя на восток. В первом полугодии из Хакасии вывезено 3,1 млн тонн, на второе полугодие осталось 3 млн тонн. Третий квартал – 1,3, на четвертый квартал должно быть 1,7, но даже и этот мизер пока под вопросом. По информации нашей редакции, на октябрь согласован вывоз 413 тысяч тонн, при том что если разделить остаток (1,7) на 3 месяца, то должно быть в среднем 560 тысяч тонн.
К этой проблеме добавляется мировая конъюнктура, где есть большое колебание цен, нестабильность турецкой лиры, за чей рынок идёт борьба, разбирательства внутри Китая с собственными корпорациями, увеличивающими внутреннее производство, влияние австралийского угля. На внутреннем рынке тоже имеются проблемы – и с нестабильностью валюты, и с высокой конкуренцией.
Мы уже обращали внимание на то, что динамично развивающееся Эльгинское производство сильно скажется на российском рынке. Речь прежде всего о том, что от месторождения практически закончена своя железнодорожная ветка и в доступности становится морской порт. В принципе, те компании, которые расположены близко к пограничным переходам и портам, сейчас находятся в более выигрышном положении по сравнении с Сибирью. Логистика грузов из Хакасии и Кузбасса очень сложная. Инфраструктура перегружена, предложение тоже чрезвычайно высокое, что приводит к вынужденному демпингу и снижению прибыли, а ставки РЖД и операторов только растут. К этому добавились теперь и экспортные пошлины, зависящие от курса доллара (между прочим, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков на днях заявил, что от курса доллара не нужно зависеть, а нужно «привыкать жить в рублевой зоне»).
Читаем постановление и видим, что при открытии таможенной декларации, то есть когда угольщики даже ещё ничего не отгрузили и тем более не продали, а лишь выразили намерение, у предприятия должна удержаться пошлина в установленной градации – 7% от таможенной стоимости товара, которая привязана к курсу доллара (а он, напомним, выше 95 рублей) и в которую включены транспортные расходы!
Если грубо перевести в деньги, то это 300-400 рублей на тонну угля. Ещё раз подчеркиваем: это надо заплатить сразу, автоматически, за ещё не проданный товар, который лишь готовится к отгрузке. По сути это вид нового налога. При этом в первом квартале уже поднимали НДПИ на 380 рублей, и сейчас – новое повышение себестоимости. Но если НДПИ платился по окончании периода, когда товар реализован, то в данном случае это опережающий платеж. И здесь надо понимать очень важный момент: вопрос встает в принципе о целесообразности работы угольной промышленности Хакасии.
В классической ситуации, если повышается налог на какой-либо товар или услугу, цена на нее поднимается и в итоге потребитель платит больше. Но в угольной отрасли ситуация другая, здесь невозможно задрать цену, её жестко диктует рынок – и мировой, и внутренний, поэтому единственный путь выиграть в такой конкуренции – снизить издержки, а выходит, что они наоборот только растут.
Здесь также стоит отметить, что правительство РФ, конечно, чем-то руководствовалось при принятии таких решений, и не исключено, что ситуацией с коксующимися углями, у которых маржинальность априори выше, нежели у энергетического. Применительно к Хакасии это всегда было усложнением рыночных условий для продажи. Во-первых, этот рынок перенасыщен, а во-вторых, на нем низкая доходность, потому что наш уголь связан с энергетикой, гигакалориями, платежами ЖКХ, тарифами… Другими словами, он подлежит регулированию, и это относится к ценообразованию не только на внутреннем рынке, но и на экспортном.
В общем, вырисовывается картина далеко не в светлых тонах. Для Хакасии это огромная проблема. Учитывая постоянно растущие цены на технику и запчасти, низкое квотирование вывоза угля, повышение тарифа на перевозку (а РЖД планирует сделать индексацию еще на 10,75%, что в итоге для производства выльется в рост транспортных издержек на 20-25%), таможенные пошлины могут стать последним гвоздем в крышку сами понимаете чего.
Введение таможенных пошлин однозначно скажется на налоге на прибыль. Он для республики от угольных компаний станет просто нулевым, потому как те начнут уходить в минус. Дальше – сокращение рабочего персонала, а это потеря НДФЛ и сворачивание всевозможных социальных проектов, которые всегда на себя брали угольщики, от питания в школах до строительства стадионов, спортивных площадок и постоянной помощи муниципальным образованиям.
Ситуация с угольной отраслью – то, о чем республиканской власти сейчас надо говорить в первую очередь, забыв про празднования побед и дележ должностей. Выходы есть даже из самых сложных ситуаций. Если молчит Минэкономразвития Хакасии и комитет по экономике Верховного Совета, предложим их мы.
- Чтобы Хакасия могла работать и хотя бы удерживаться на плаву в угольной отрасли, где производственные мощности уже снижены на 30-40%, необходимо добиться увеличения квот вывоза на восток. Решить этот вопрос обещали. Надеемся и ждем.
- Работа с федеральным центром и пересмотр для Хакасии таможенных пошлин. Мы объективно удалены почти на 4000 км от морских переходов, и наш регион оказывается в условиях максимального порога экспортной пошлины при самом длинном логистическом плече. По-хорошему, Хакасию нужно освободить от оплаты таможенной пошлины, чтобы скомпенсировать стоимость доставки угля. Мы заложники системы доставки угля до потребителя. Исключение транспортной составляющей будет справедливым. Это оптимизирует 3-4% расходов, но сейчас даже эти цифры являются жизненно важными для целой отрасли, где доходность в принципе равна этим цифрам. Этим вопросом в отсутствие депутата ГД от Хакасии должны заняться новые сенаторы. От исполнительной власти сенатор уже есть (и надеемся, что он будет работать продуктивнее Усатюка), от законодательной, вероятнее всего, будет вновь избран Александр Жуков, у которого уже есть опыт спасения предприятий. Пусть ситуация с угольной отраслью будет ему новым наказом от республики.
- Введение понижающего коэффициента для грузоперевозок в зависимости от их дальности. Ранее такой коэффициент работал, делал участников рынка более конкурентоспособными. Это даст возможность снизить логистические издержки, и опять же это вопрос к нашей власти, как исполнительной, так и законодательной.
Вопрос экономки – это вопрос прежде всего людей, всех нас с вами. Любой бюджетный кризис будет отражаться не только на угольщиках, а на всех, хоть бюджетниках, хоть нет. О проблемах надо говорить и скорейшим образом включаться в их решение. Надеемся, что вновь избранный глава Хакасии в самое ближайшее время этим и займется вместе с новым составом правительства и парламента.
Александр Мяхар
Первым делом хочется спросить автора статьи, эти новые пошлины действительно вводятся с 1 октября? Какого года: 2023, 2024?
А затем хочется спросить вслед за многими политиками: а ОНО стоило вот всего этого и многого другого?
В статье же фото документа Постановления правительства. С 1 октября 2023 года. Документ уже в силе, пошлины уже применяются. На федеральном уровне СМИ тоже бьют тревогу. Все аналитики сходятся в том, что мера однозначно ударит по всей угольной промышленности страны, но Хакасия, в силу длинного логистического плеча, пострадает больше остальных.
А губернатор, что, молчит, он то не вступает в новую должность как только что избранные, для него то работа привычная за 5 лет.
Он кредитную кабалу предпочитает,а ехать и решать вопросы на фед.уровне просто с………..
Александр Вас приятно всегда читать. Хорошая аналитическая статья с реальными предложениями. Добавлю к этому: в Хакасии нужно создавать глубокую переработку угля. В программе партии Единой России на прошедших выборах он записан и его нужно реализовать.
Грамотный анализ и своевременно освещённая проблема. Очевидно, идёт переориентация экономики страны на внутренний рынок и на строительство заводов по переработке сырья с целью увеличения доходной части бюджета от продажи конечного продукта. Это, с одной стороны, положительная часть, но есть и отрицательная сторона, которая показана в статье. На период экономической реконструкции без господдержки не обойтись. Пока заводы будут построены и выведены на проектную мощность, угольная отрасль просядет и на этот период необходимы протекционистские меры.