Микрофинансовые организации столкнулись со значительным увеличением затрат на поиск новых заемщиков. Теперь привлечение каждого клиента обходится в среднем на 10-30% дороже. Тенденция вызвана экономической нестабильностью. В 2023 году тренд продолжится. Кроме падения спроса снизится количество процент одобренных заявок в МФО. Однако по мнению участников рынка, динамика будет не столь выраженной.
В МФО Unicom сообщили, что в феврале привлечение нового клиента обходилось в 2,57 тыс. рублей. Это на 25% больше, чем 2022 году. Основные причины кроются в уходе из России Meta и Google, ужесточении регулирования со стороны ЦБ РФ, в маркировке финансовых услуг и снижении потребительской активности, — говорит гендиректор Unicom Дмитрий Африканов. По его мнению, затраты на каждого нового заемщика в текущем году увеличатся еще на 10-20%.
По мнению участников рынка, удорожание стоимости привлечения будет происходить даже при отсутствии новых потрясений в рекламной сфере.
Задача МФО заключается в наращивании базы из качественных клиентов при минимизации дефолтов, а это требует существенных вложений, — отмечает директор СРО «МиР» Елена Стратьева. Еще в начале 2022 года около трети микрофинансистов столкнулись с увеличением расходов на маркетинг. В среднем бюджет по данному направлению достигает 50 млн рублей в год. Что касается небольших компаний, то их расходы скромнее — порядка 10-11 млн рублей в год. Основные расходы связаны с привлечением трафика в Сети, так как на долю онлайн-займов приходится около 80% от общих выдач. Увеличение затрат на привлечение клиентов обусловлено также снижением потребительской активности.
В первом квартале 2023 году на рынке наблюдалось оживление. Так в МФО «Займер» количество полученных заявок практически достигло показателя четвертого квартала прошлого года — чуть более 3 млн Однако в целом спрос был умеренным в связи с замедлением экономики.
По итогам первого квартала число заявок от новых клиентов, желающих оформить онлайн займ на банковскую карту, снизилось на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — поясняют эксперты портала Finexpo. Однако повторные клиенты стали чаще обращаться за микрозаймами. Количество запросов от них выросло на треть.
Компаниям будет трудно находить качественных заемщиков после уменьшения процентной ставки, а также сокращением объемов выдач для клиентов с высокой долговой нагрузкой, — уверен коммерческий директор МФК «МигКредит» Марат Аббясов. Сложно привлечь клиентов, которые бы соответствовали требованием самого кредитора и Центробанка, — поясняет он. По его мнению, стоит ждать обострения конкуренции за хорошие лиды и увеличением затрат на маркетинг.
МФО заинтересованы в сокращении расходов на привлечение качественных клиентов, в том числе из банковского сектора, — отмечает директор по маркетингу MoneyMan Андрей Грезнев. Борьба за клиентов ведется в первую очередь с помощью маркетинговой политики, поэтому участники рынка вынуждены активно развивать взаимодействие с CPA-сетями», — подчеркивает директор Summit Group Елена Малышева.
Достичь окупаемости повышенных трат на наращивание клиентской базы МФО могут лишь благодаря повышению эффективности, уменьшению расходов, расширению продуктовой линейки и внедрению непрофильных сервисов, — полагает Аббясов.


