В Хакасии оказалось на грани уничтожения крупнейшее дорожное предприятие, созданное заслуженным строителем республики Ниязом Гадировым. По мнению дорожников, причина проблем кроется в том, что Хакасавтодор в одностороннем порядке разрывает контракты и передает подряды «своим» организациям. О том, почему строители в разгар сезона оказались без работы, сотрудники строительного холдинга рассказали в эфире программы «Аргументы».
«Я понять не могу, Хакасавтодор – это какая-то частная лавочка? Скажите мне, я не понимаю. Эти люди, которые должны быть служителями закона, они туда для чего поставлены, чтобы организовать свой бизнес какой-то? Бизнес за бюджетные деньги, то есть получается этому дам, этому нет? Расторгаются контракты, которые даны со скидками, потом без скидок по пересчитанной цене заключаются с другими предприятиями. Что это за схемы, для чего это делается? Это же бюджетные деньги, почему это не проверяется?» – рассказал генеральный директор ООО «Прогресс-М» Александр Кельм.
Дорожный холдинг Нияза Гадирова создавался в девяностых годах и сегодня разросся до разветвленной сети филиалов по всей Хакасии (в компанию входят заводы по производству асфальта и инертных материалов, предприятия, обслуживающее дороги, организации, выполняющие ремонтные и строительные работы на автотрассах). Дорожники создают новые предприятия и берут под свою опеку коллег, оказавшихся в сложной ситуации.
Таким образом в структуру организации вошел Боградский ДЭП №369. Предприятие было на грани разорения, но, войдя в компанию Гадирова, обрело вторую жизнь – сегодня здесь работают несколько десятков человек. По словам генерального директора ДЭП №369 Олега Копасова, другой такой работы в районе нет, да и заработки у специалистов ДЭП довольно хорошие – от 35 до 50 тысяч рублей. Предприятие платит налоги в местный бюджет, а кроме того выручает земляков в кризисных ситуациях.
«Единственное предприятие, которое у нас осталось в районе, где власти наши могут кран взять, где-то порыв какой-то – экскаватор. Техники в районе больше нет, если разрушить предприятие, район остается без техники, то есть какая авария случись, некому даже помочь и что-то сделать», – отметил Олег Копасов.
Так как заказов по дорожным работам сегодня практически нет, ДЭП выживает за счет вспомогательного производства, занимающегося выпуском инертных материалов. Они расходятся по всей Хакасии, но, конечно же, основная часть идет на дороги Боградского района. Руководитель предприятия Сергей Слободян (последние 20 лет был главой Знаменки) рассказывает, что подобные предприятия имеются и в других районах региона, однако, если закроется Боградская дробилка, это существенно скажется на цене материалов, не избежать также и серьезных социальных последствий.
«Конечно, для 20 человек лишиться работы – это уже катастрофа, ну а в дальнейшем это многим скажется, и отчисления мы же делаем и пенсионные, и всё», – говорит Сергей Слободян.
Но если в ДЭП №369 ещё только оценивают возможные последствия закрытия производства, то на заводе по производству асфальта в Алтайском районе уже в полной мере прочувствовали, к чему это приводит. В настоящий момент на производстве, рассчитанном на выпуск нескольких тонн асфальта ежесуточно, остался только сторож. Остальных работников пришлось распустить, потому что в самый разгар сезона заказов нет и не предвидится.
«Такое ощущение, что весь административный ресурс, который есть, они просто на нас свалили. Несколько лет назад, когда были выборы, я у людей спрашивал людей – у нас большой коллектив – вы за кого будете голосовать, кого выбирать собрались? – конечно Коновалова. А теперь у меня вопрос: а эти люди сейчас что? Валентин Олегович, ради этого люди за вас голосовали? Чтобы остаться без работы?» – сказал Александр Кельм.
В настоящий момент холдинг Нияза Гадирова ведет судебные тяжбы с ГКУ РХ «Хакасавтодор». Арбитражный суд РХ и кассационная инстанция в Красноярске признали неправомерность расторжения контрактов, однако специалисты «Хакасавтодора» все равно отказываются продолжать сотрудничество.
«ГКУ Хакасавтодор считает принятые судебные акты неправомерными, намерено обжаловать в кассационной инстанции, и в дальнейшем не намерено продолжать взаимоотношения сторон по спорному контракту, независимо от результатов обжалования судебного акта».
Такой ответ директор ГКУ РХ «Хакасавтодор» Ю.Г. Исаев дал директору ООО «Содержание дорог Сибири» (входит в холдинг Нияза Гадирова) Н.М. Умрилову.
А пока суд да дело, строительный сезон заканчивается, и простой сразу нескольких дорожных предприятий никак не повышает безопасность и качество дорог Хакасии. Учредитель группы компаний заслуженный строитель Хакасии Нияз Гадиров готовит обращения в республиканскую прокуратуру, надеясь, что сотрудники надзорного ведомства разберутся в ситуации, при которой крупнейший дорожно-строительный холдинг оказался на грани уничтожения.
Александр Соловец